Запрет дробления закупок 223 фз. Чем опасно дробление закупок для заказчика. Система контроля закупок

Содержание
  1. Дробление закупки по 44-ФЗ: понятие, признаки, административная и уголовная ответственность, судебная практика
  2. Понятие
  3. Ограничивается ли дробление закупок законодательством
  4. Признаки дробления закупки по 44-ФЗ
  5. Ответственность
  6. Судебная практика
  7. Планирование закупок
  8. Обоснование закупок
  9. Контракт
  10. Дробление закупки по 223-ФЗ: стоит ли использовать на практике
  11. Почему заказчикам выгодно использовать практику дробления закупки по 223-ФЗ
  12. Чем дробление закупки по 223-ФЗ отличается от выделения лотов
  13. Мнение ФАС о дроблении закупок по 223-ФЗ
  14. Дробление закупок по 223 фз ответственность. Дробление закупок
  15. Какой способ определения поставщика выбрать
  16. Примеры
  17. Дробление закупок: когда можно, а когда запрещено | Контур.Закупки
  18. Зачем заказчики дробят закупки
  19. Как контролеры делают вывод о дроблении
  20. Риски для поставщика
  21. Случаи из практики судов
  22. Искуственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответственность
  23. Что такое искусственное дробление закупки
  24. Для чего проводится дробление закупки
  25. Практика ФАС

Дробление закупки по 44-ФЗ: понятие, признаки, административная и уголовная ответственность, судебная практика

Запрет дробления закупок 223 фз. Чем опасно дробление закупок для заказчика. Система контроля закупок

Формально дробление закупок не запрещено нормами 44-ФЗ. Но если в ходе проверки антимонопольные инстанции придут к выводу, что заказчик дробит закупки умышленно, чтобы избежать конкурентных закупок, то ему грозит ответственность.

Понятие

44-ФЗ и другие нормативно-правовые акты не содержат официального определения понятия «дробление закупки».

Но на практике под ним понимается ситуация, когда вместо того, чтобы провести конкурентную закупочную процедуру, заказчик делит крупную закупку на несколько небольших, чтобы у него появилась возможность закупить товары и услуги неконкурентным способом через подписание контракта с единственным поставщиком.

Дробление может быть признано намеренным, если заказчику заранее была известна полная потребность в данных товарно-материальных ценностях, и у него отсутствовали препятствия для их закупки одной партией в рамках одного крупного контракта.

Обычно речь идет о дроблении крупной закупки на несколько закупок в пределах 100 тыс. р.

Например, у заказчика есть постоянная потребность в канцтоварах. Вместо того чтобы закупить их одной крупной партией конкурентным способом, он регулярно закупает партию канцтоваров на сумму до 100 тыс. р. у одной компании. Мотивы таких действий заказчика понятны.

Неконкурентная закупка позволяет ему сэкономить немало времени:

  1. Ему не нужно проводить рыночные исследования.
  2. Запрашивать цены поставщиков.
  3. Обосновывать НМЦК.
  4. Готовить закупочную документацию.
  5. Отчитываться о результатах исполнения контракта.
  6. Нет рисков, что процедура затянется на время рассмотрения жалоб в ФАС.

Но в таких закупках контролирующие инстанции наверняка обнаружат признаки дробления и тогда заказчику не избежать ответственности, которая не ограничивается только административной. Ведь в рамках законодательства о контрактной системе поставщик может пользоваться своим правом на проведение неконкурентной закупки в исключительных случаях.

Ограничивается ли дробление закупок законодательством

В рамках ранее действующего законодательства о госзакупках заказчику прямо запрещалось уходить от конкурентных способов выбора поставщика. Закупать у единственного поставщика товары, которые считались одноименными, в течение квартала можно было только в пределах лимитов. Указанные правила действовали в 94-ФЗ. В рамках 44-ФЗ они не предусмотрены.

Согласно действующей контрактной системе, проведенные неконкурентными способами закупки не соответствуют принципам эффективности, бюджетной экономии и результативности.

Поэтому контролирующие инстанции пристально следят за тем, чтобы не возникало признаков дробления закупок.

При проверке госконтрактов, заключенных с использованием схемы дробления, контролирующие инстанции обнаруживают нарушения таких нормативно-правовых актов:

  1. Бюджетного законодательства (ст. 34 БК) в виде нарушения принципа эффективности и результативности использования бюджетных денег.
  2. Гражданского законодательства (ст. 170 ГК) в виде заключения притворных сделок для прикрытия крупного заказа. Это влечет за собой их признание недействительными.
  3. Закона о защите конкуренции (ст. 15 135-ФЗ) в виде нарушения принципа обеспечения конкурентной борьбы и необоснованного сокращения численности участников.

Признаки дробления закупки по 44-ФЗ

Контролирующие инстанции выявляют дробление закупок при их соответствии таким признакам, как:

  1. Наличие одинакового объекта госконтракта в нескольких небольших договорах.
  2. Небольшой промежуток времени между этими контрактами. В частности, если несколько госконтрактов подписываются в один день или в течение месяца.
  3. Один и тот же поставщик фигурировал в нескольких контрактах.

Сочетание нескольких указанных признаков указывает на то, что заказчик намеренно уходит от закупки через аукцион или конкурс. Но если заказчик сможет доказать, что он уходит от крупных закупок по объективным обстоятельствам, то он сможет избежать ответственности.

Например, если у заказчика отсутствуют складские помещения для хранения крупной партии товара, или проведение закупки конкурентным способом серьезно бы увеличило затраты заказчика на ее организацию и увеличило расходы бюджета.

Ответственность

В случае выявления факта дробления закупки заказчику грозит:

  1. Административная ответственность.
  2. Уголовная ответственность.

В рамках КоАП предусмотрены штрафные санкции для заказчика за нарушение законодательства. Размер штрафа зависит от того, по какой статье будет квалифицировано его деяние контролирующими инстанциями. В случае совершения им нарушения по ч. 1 ст. 7.29 КоАП при закупках с нарушениями 44-ФЗ заказчику полагается штраф в размере 30 тыс. р.

Если, по мнению ФАС, заказчик нарушил положения ч. 2 ст .7.29 КоАП (закупил товары у единственного поставщика, хотя должен был использовать конкурс или аукцион), то штраф для него возрастает до 50 тыс. р.

Подобные нарушения законодательства также грозят заказчику преследованием по ст. 286 Уголовного кодекса. Данная статья предполагает наказание за превышение должностных полномочий.

Наказание в рамках указанной правовой нормы может наступить при условии установления факта личной заинтересованности должностного лица в дроблении закупки.

В судебной практике уже есть прецеденты уголовного наказания за дробление закупок в отношении лиц, которые влияли на способ выбора поставщика в личных интересах (заключали госконтракты со «своими» поставщиками с материальным интересом).

Вид уголовного наказания (штраф, принудительные работы или реальное лишение свободы) будет зависеть от размера причиненного ущерба сотрудникам. Он законодательно разделен на два типа: крупный (от 2,25 млн р. до 9 млн р.) и особо крупный – более 9 млн р.

Судебная практика

Судебная практика показывает, что для поставщиков участие в схемах закупок с дроблением имеет большие риски.

Согласно положениям Гражданского кодекса, такие сделки могут быть признаны ничтожными, а подписанные договоры – недействительными.

В результате заказчик вправе не оплачивать выполненные работы или поставленные услуги, так как контракт, который возлагает на него данное обязательство, отсутствует.

Так, в судебной практике есть решение Арбитражного суда, согласно которому, закупленные две партии компьютеров на сумму до 100 тыс. р. у одного поставщика были признаны незаконными. Заказчика приговорили к административной ответственности за отказ от проведения аукциона, а госконтракты признали недействительными.

Нередко в судах рассматривались дела, когда заказчики пытались оспорить наложение на них штрафа по результатам проверки ФАС. Но действующая практика говорит, что суды сегодня весьма редко встают на сторону заказчиков, если выявлены факты ограничения конкуренции.

Таким образом, прямого нарушения при дроблении закупки со стороны заказчика нет.

Прямой запрет на дробление в 44-ФЗ отсутствует. Но если в ходе проверочных мероприятий будет выявлен факт, что он делал это умышленно, чтобы избежать проведения конкурентной закупки, то его могут привлечь к ответственности. За дробление закупки заказчику грозит административная ответственность в виде штрафа до 50 тыс. р.

или уголовное наказание, если своими действиями заказчик причинил крупный ущерб государству.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/droblenie.html

Дробление закупки по 223-ФЗ: стоит ли использовать на практике

Запрет дробления закупок 223 фз. Чем опасно дробление закупок для заказчика. Система контроля закупок

Из этой статьи вы узнаете:

  • Почему заказчикам выгодно использовать практику дробления закупки по 223-ФЗ
  • Чем дробление закупки по 223-ФЗ отличается от выделения лотов
  • Мнение ФАС о дроблении закупок по 223-ФЗ
  • Какие признаки указывают на искусственное дробление закупки по 223-ФЗ
  • Какая предусмотрена ответственность за дробление закупки по 223-ФЗ
  • Судебную практику относительно применения дробления закупки по 223-ФЗ
  • Стоит ли заказчикам практиковать дробление закупки по 223-ФЗ

Дробление закупки по закону 223-ФЗ – процедура, которую нередко применяют заказчики при нежелании проводить громоздкие аукционы, конкурсы, запросы котировок, вместо этого используя возможность закупки у единственного поставщика, размещая несколько заказов. На такие действия ФАС зачастую закрывает глаза. Однако искусственное дробление закупок, проводимых конкурентным способом, – это уже существенное нарушение.

У контролирующих органов есть свое мнение по поводу того, как различать искусственное дробление. Имеются определенные признаки, указывающие на это. Также есть официальные письма ФАС и судебная практика, помогающие трактовать ту или иную процедуру закупки не в пользу заказчика.

Почему заказчикам выгодно использовать практику дробления закупки по 223-ФЗ

Организация тендера всегда сопряжена с серьезными временными затратами, при этом никто не может дать заказчику гарантии, что хотя бы одна компания подаст заявку на участие. По этой причине торги считаются не самым эффективным способом приобретения ТРУ, особенно часто такая позиция встречается среди представителей контрактной службы.

Закон позволяет осуществлять закупку без проведения конкурса, но сумма соглашения не должна при этом превышать 100 тысяч рублей.

Случаи, допускающие работу с одним исполнителем, содержатся в законе 44-ФЗ, тогда как законодательный акт № 223 не регламентирует подобные ситуации.

Поэтому часто заказчики полагают, что разумнее всего прибегнуть к дроблению одной закупки по 223-ФЗ на несколько небольших, подписав сразу ряд соглашений.

Прежде чем приступить к дроблению закупки по 223-ФЗ, важно просчитать, насколько такой подход будет результативен. Иначе проверяющие инстанции могут приравнять его использование к попытке мошенничества.

Чем дробление закупки по 223-ФЗ отличается от выделения лотов

Использование лотов представляет собой разделение закупки на составляющие. Для каждого лота размещается собственное извещение, прописывается объект закупки, НМЦК вместе с обоснованием, размер обеспечения заявки, сроки, другие положения по предоставлению ТРУ, а также сумма обеспечения выполнения работ.

Часть 6 ст. 24 закона 44-ФЗ устанавливает перечень торгов, для которых не допускается дробление заказа на лоты:

  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • открытые, закрытые процедуры в электронном формате.

Несмотря на то, что для каждого лота подписывается свой договор, такой подход не является дроблением, поскольку для выбора исполнителей применяется конкурентный формат.

Мнение ФАС о дроблении закупок по 223-ФЗ

Дроблением закупок считается преднамеренное разделение суммы заказа на ряд не таких крупных договоров. При этом заказчик точно знает о потребности в данной продукции или услугах в течение планового периода, а также отсутствуют препятствия технологического или экономического характера, которые не позволяют осуществить единую закупку всего объема ТРУ.

Антимонопольная служба использует единый подход для работы с малыми заказами. Так, ведомство опубликовало письмо № ИА/100041/19 от 14.11.2019 г., посвященное дроблению крупных договоров на несколько мелких.

Согласно данному документу, при проведении малых закупок ограничиваются только такие характеристики, как цена соглашения и годовой объем. Максимальные пределы поставки одноименных товаров ранее устанавливались законом 94-ФЗ.

После того как он утратил свою силу, подобной нормы не существует.

Поэтому позиция ведомства такова: неоднократная закупка одноименных ТРУ у единственного поставщика не вступает в противоречие с нормами контрактного законодательства, если выполняются требования п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ. В качестве примера можно привести подписание трех контрактов от 25.10.2019 г. по 290 000 рублей на поставку бумаги формата A4 с одним исполнителем.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/droblenie-zakupki-po-223-fz/

Дробление закупок по 223 фз ответственность. Дробление закупок

Запрет дробления закупок 223 фз. Чем опасно дробление закупок для заказчика. Система контроля закупок

Искусственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ — это преднамеренная и умышленная разбивка стоимости отдельного заказа на несколько договоров при условии, что заказчику заранее известна потребность в такой продукции или работах на плановый период, и не существует препятствий технологического или экономического характера, не позволяющих провести одну процедуру для приобретения всего объема требуемых товаров, работ, услуг. Разберем процедуру дробления закупок по 44-ФЗ, ответственность за нарушения при выборе процедуры.

Какой способ определения поставщика выбрать

Важно понимать, что ни Закон 44, ни 223 не содержат понятия «дробление закупки». Заказчик может на свое усмотрение выбирать способ определения победителя: как конкурентный (аукционы, конкурсы, запросы котировок в электронной форме и т. д.), так и неконкурентный (договор с единственным поставщиком — ЕП).

Проведение торгов не всегда является более эффективным и результативным способом заказа, по сравнению с ЕП.

Налицо сокращение временных издержек (для электронного конкурса, аукциона публикация извещения 7-20 дней, мораторий на срок заключения контракта, к примеру, не раньше 10 дней от даты определения победителя), уверенность в наличии претендента (при проведении торгов может быть не подано ни одной заявки) и др.

Напомним, что случаи ЕП отражены в ст. 93 Закона о контрактной системе, и наиболее часто используемый способ — заключение контракта на сумму, не превышающую 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93, для отдельных видов образовательных, культурных организаций по п. 5 ч. 1 ст. 93 — до 400 000 рублей). Согласно 223-ФЗ, случаи ЕП жестко не регламентированы и указываются в положении о закупке.

Таким образом, заказчик зачастую приходит к выводу о целесообразности разбить крупную закупку на мелкие и заключить отдельные договоры с поставщиком по одному объекту, что и означает под собой дробление.

Примеры

Причинами разукрупнения могут являться следующие факторы:

  1. Необходимость ускоренной поставки товара, выполнения работ. Как это нередко бывает, просто «горят сроки» и к определенной дате требуется конкретный результат. К примеру, поставка новогодних подарков для нужд образовательной организации на сумму 500 000 руб. Никак не позднее 31.12 ученики должны получить свой подарок, и заказчик, не организовавший заранее процедуру аукциона, может принять решение заключить два договора на сумму не более 400 000 руб. каждый в целях успешного проведения новогоднего праздника.
  2. Нежелание составлять полный пакет документов по конкурентной процедуре, ведь ЕП не требует публикации извещения и документации. К примеру, проведение ремонтных работ в медицинской организации на сумму 200 000 руб. Проще заключить два контракта на сумму не более 100 000 рублей, чем составлять и публиковать в Единой информационной системе документацию, содержащую проектно-сметные материалы.
  3. Наличие выгоды так называемых «откатов» за предоставление государственного или муниципального заказа конкретному претенденту. К примеру, поставка медицинской техники на сумму 500 000 руб. Заказчик не проводит аукцион, а отдает реализацию данного государственного контракта конкретному лицу путем заключения пяти договоров на сумму не более 100 000 рублей, при этом получая определенное вознаграждение от лица исполнителя.

Дробление закупок: когда можно, а когда запрещено | Контур.Закупки

Запрет дробления закупок 223 фз. Чем опасно дробление закупок для заказчика. Система контроля закупок

Дроблением закупки называют искусственное разделение одного контракта на несколько более дешевых таким образом, чтобы их можно было заключить без конкурентной процедуры.

Например, вместо одного контракта стоимостью 600 тыс. рублей заказчик решает заключить 6 контрактов по 100 тыс.

Каждый из контрактов укладывается в рамки малой закупки и заключается напрямую с поставщиком.

Зачем заказчики дробят закупки

Преимущества заключения контрактов напрямую очевидны. Их несколько:

  • не нужно готовить закупочные документы, что существенно экономит время и снижает трудозатраты при подготовке к заключению контракта;
  • не нужно выжидать положенные по процедуре сроки;
  • можно заключить контракты с удобным поставщиком.

Например, заказчику требуются какие-то товары для обеспечения работы офиса — бытовая химия, канцелярские принадлежности и так далее.

Если он будет проводить аукцион, то нужно будет подготовить документацию, обосновать начальную цену, рассчитать сроки, когда процедура может быть проведена, а после заключения контракта отчитаться об этом. То есть процедура предстоит довольно серьезная и длительная.

В противовес этому заключение контракта с единственным поставщиком не требует всего перечисленного выше. Даже обосновывать цену придется лишь том случае, если у проверяющих возникнут вопросы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

К тому же потребность в товарах, как правило, часто возникает не сразу. Так почему бы заказчику не приобретать их по мере надобности? Те же канцелярские принадлежности он может закупать ежемесячно, а не запасаться ими сразу на весь год.

Закон 44-ФЗ не содержит формального запрета на такой подход. То есть заказчик может заключить несколько контрактов с одним и тем же поставщиком на схожий объект закупки. Но это должно быть обосновано.

Надо отметить, что нередко заказчики прибегают к искусственному разделению одного контракта на несколько мелких, чтобы упростить себе жизнь.

Это считается злоупотреблением, ведь закон о госзакупках ставит во главу угла конкуренцию и экономию.

Весьма вероятно, что при приобретении крупной партии товара путем аукциона или конкурса вместо заключения нескольких мелких контрактов с одним поставщиком заказчик мог бы получить более выгодные цены. Поэтому у проверяющих могут возникнуть претензии.

Как контролеры делают вывод о дроблении

С большой долей вероятности подозрение вызовут закупки малого объема, которые имеют такие признакам:

  • контракты заключены с одним поставщиком;
  • между датами их заключения прошло непродолжительное время;
  • все контракты предполагают поставку одного и того же объекта закупки.

Однако даже если все условия выполняются, это не значит, что дробление было искусственным. Возможно, на это у заказчика были весомые причины. Главное — грамотно пояснить проверяющим, почему было заключено несколько контрактов.

В качестве обоснования можно сослаться, например, на отсутствие подходящих помещений для хранения большой партии товара. В особенности если ему требуются определенные условия — температура воздуха, влажность и так далее. Поэтому заказчик решил приобретать товар по мере возникновения потребности и тут же его использовать.

Риски для поставщика

Если речь о сговоре и подкупе представителя заказчика, то не избежит ответственности и поставщик. Виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности и также рискует получить немалый срок.

Но даже если поставщик не замешан в сговоре с заказчиком, дробление закупки для него все же несет риск. Заключается он в том, что исполнителю могут попросту не заплатить.

Ряд мелких одноплановых закупок привлечет внимание контролирующего органа, последует проверка, в результате которой действия заказчика могут быть признаны неправомерными.

Это придет к тому, что заключенные контракты могут быть признаны недействительными, и выплаты по ним произведены не будут.

Случаи из практики судов

Как наивысшая подтверждается судебной практикой. Есть определение Верховного суда от 7 ноября 2017 года № 308-ЭС17-15 799. В котором УЗИ признают ничтожными контракты, заражен заключенные с нарушениями закона 44-ФЗ.

Суть в следующем. Орган муниципальной власти заключил несколько контрактов с единственным поставщиком на выполнение проектных работ. Поскольку поставщик не получил оплату в срок, то вынужден был подать иск.

Суд первой инстанции обязал муниципалитет оплатить проделанную работу, однако заказчик с этим не согласился. Дело пошло в вышестоящие инстанции. В итоге судьи пришли к выводу, что заказчик неправомерно раздробил закупку, и контракты были признаны недействительными.

В итоге исполнитель работу проделал, но остался без оплаты.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью, в конце которого приведен пример из практики ФАС, когда закупку признали раздробленной.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/droblenie-zakupok-kogda-mozhno-a-kogda-zapreshheno/

Искуственное дробление закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Ответственность

Запрет дробления закупок 223 фз. Чем опасно дробление закупок для заказчика. Система контроля закупок

Перед заказчиком часто встает выбор: провести одну крупную закупку или разделить ее на несколько небольших. С одной стороны прямого нарушения законодательства в том, чтобы раздробить закупку, нет.

Но на практике ФАС и судебные инстанции нередко усматривают в этом ограничение конкуренции.

Как представителям контрактных служб, так и поставщикам будет не лишним разобраться в принципах и особенностях дробления, способах выявления таких закупок и ответственности, которую за это можно понести.

Что такое искусственное дробление закупки

Искусственным дроблением закупки принято называть умышленное разбиение стоимости одного крупного заказа на несколько. Это справедливо как для 44-ФЗ, так и для 223-ФЗ.

Дробление признается преднамеренным, если заказчику заранее известна полная потребность организации в данной продукции или услугах на плановый период и при этом отсутствуют какие-либо препятствия для приобретения их в рамках одного контракта.

В тексте 44-ФЗ и 223-ФЗ нет термина «дробление закупки», а, следовательно, нет прямого запрета на проведение такой манипуляции. Заказчикам же такой вариант приобретения товаров и услуг кажется наиболее удобным. Нет необходимости реализовывать конкурентные процедуры, размещать информацию в ЕИС и так далее.

Можно заключить несколько контрактов с единственным поставщиком и полностью закрыть потребность предприятия. При этом нужно учитывать, что согласно действующему законодательству все закупки должны проводиться по принципу максимальной эффективности, экономности и результативности.

При искуственном разделении закупки эти требования соблюсти удается не всегда.

Для чего проводится дробление закупки

Реализация торговой процедуры не всегда является наиболее эффективным способом приобретения товаров или услуг, особенно с точки зрения контрактной службы. Она требует больших временных затрат и при этом у заказчика нет никаких гарантий, что в тендере примет участие хотя бы одна компания.

При этом существует возможность заключать контракты на сумму не более 100 000 рублей и без проведения торгов. Все случаи, когда допустима закупка у единственного поставщика, приведены в 44-ФЗ. При этом 223-ФЗ вообще не регламентирует такие ситуации. Это наталкивает заказчиков на мысль, что целесообразно разбить одну крупную закупку на несколько небольших и заключить отдельные контракты.

Разукрупняя заказы, заказчики преследуют следующие цели:

  1. Ускорить поставку товаров или оказание услуг. К примеру, такие ситуации нередко случаются перед новым годом, когда организации просто не успевают закупить праздничные подарки.
  2. Упростить процедуру проведения закупки. Иногда у заказчика нет желания или времени готовить полный пакет необходимых документов, размещать всю информацию в ЕИС и выжидать положенное время после торгов для заключения контракта. 
  3. Получить личную выгоду. Известно множество случаев, когда заказчики намеренно дробили заказы с целью получения «отката» от поставщика. Контрактный управляющий может намерено отказаться от проведения аукциона на сумму 500 000 рублей и заключить с конкретной фирмой 5 контрактов по 100 000 рублей каждый. При этом поставщик выплачивает заказчику вознаграждение.

Разукрупняя закупку, заказчик должен просчитать эффективность этой процедуры. В противном случае его действия могут быть признаны мошенническими.

Основные признаки искусственного дробления

Опознать разукрупнение заказа можно по следующим признакам:

  1. Заказчик заключает одновременно несколько договоров в один и тот же день.
  2. Несколько контрактов заключено с одним и тем же поставщиком.
  3. Договора предусматривают поставку одинакового товара либо выполнение идентичных работ для обеспечения одних и тех же хозяйственных целей. 

При обнаружении подобных признаков контролирующие органы могут инициировать проверку действий заказчика.

Практика ФАС

Антимонопольной службой было рассмотрено и признано незаконным немалое количество закупок с искуственным дроблением.

К примеру, один из заказчиков провёл закупку 12 отдельных модулей для автоматизированной информационной системы (АИС), а также 50 рабочих мест для сотрудников.

В результате было заключено 62 отдельных контракта. Поставщиком по всем договорам выступала одна и та же компания. 

ФАС инициировала подробную проверку действий заказчика, в ходе которой был сделан вывод о том, что изначально предметом закупки служила именно АИС, а не ее отдельные компоненты.

Исходя из стоимости системы, заказчик не имел оснований на то, чтобы разделять заупку на несколько договоров. Необходимо было выбрать один из конкурентных способов приобретения товаров.

В этой ситуации на заказчика было наложено взыскание за неправильный выбор способа определения поставщика.

Юрист и закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: