Виды субъектов Российской Федерации. Субъекты рф – количество, виды, правовой статус Автономная область и автономный округ

Содержание
  1. Общее количество субъектов РФ
  2. Количество субъектов РФ (2014)
  3. Чем субъекты отличаются друг от друга?
  4. Общие положения
  5. Республики
  6. Города федерального значения, края, области
  7. Автономная область и автономный округ
  8. Органы власти
  9. Органы судебной власти субъектов РФ
  10. Разновидности субъектов Российской Федерации
  11. Конституционно-правовой статус субъектов РФ
  12. Элементы, позволяющие характеризовать субъект как составную часть Российской Федерации
  13. Характеристика правового статуса республик, являющихся субъектами Российской Федерации
  14. История объединения субъектов России
  15. Статистика
  16. Законодательная база объединения регионов
  17. Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО
  18. Слияние Красноярского края, Таймыра и Эвенкии
  19. Объединение Камчатской области и Корякского АО
  20. Слияние Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО
  21. Объединение Читинской области и Агинского Бурятского АО
  22. Субъекты и регионы Российской Федерации
  23. Что это
  24. Актуальный перечень
  25. Исторические изменения
  26. Группировка в округа
  27. Типы
  28. Коды субъектов федерации
  29. Региональные перспективы и расширение

Общее количество субъектов РФ

Виды субъектов Российской Федерации. Субъекты рф - количество, виды, правовой статус Автономная область и автономный округ

Россия – великая многонациональная держава, имеющая богатую историю. На территории страны проживает множество национальностей, у каждой свой язык и традиции.

Количество субъектов в РФ так велико, как ни в одном государстве мира. Существует несколько типов: города с федеральным значением, края, автономные области и округа, республики, области.

Сколько их входит в состав России? Разберемся подробнее.

Количество субъектов РФ (2014)

В состав федерации включено 85 субъектов, которые делятся по типам:

  • республики – 22;
  • края – 9;
  • области – 46;
  • автономные области – 1;
  • автономные округи – 4;
  • города федерального значения – 3.

Со временем возможно изменение количества субъектов РФ. В 2014 году в состав была включена Республика Крым. Тогда же появился еще один город, имеющий федеральное значение, – Севастополь. С 2003 года законодательно было закреплено 83 субъекта. Теперь их стало 85. Количество может меняться в связи с экономическими возможностями региона, численностью населения.

Каждый субъект имеет свои особенности. Так, республика обладает статусом страны, у нее есть собственная конституция, свои исполнительные, законодательные органы. В краях, городах федерального значения, областях имеются собственные краевые органы законодательной власти. Однако все принимаемые законы не должны идти вразрез с конституцией и законами нашей страны.

Чем субъекты отличаются друг от друга?

Все субъекты РФ (количество общее – 85) относятся к одному из типов, которые различаются по следующим показателям:

  • плотность и численность населения;
  • национальный состав;
  • размер территории.

Показатели эти не являются абсолютными и могут изменяться со временем. Динамику экономического состояния и миграцию учитывают в регулярной переписи населения. Конституция Российской Федерации четко разграничивает компетенцию между субъектами и РФ:

  • исключительное ведение РФ;
  • совместное ведение РФ и субъектов;
  • самостоятельное ведение субъектов.

Общие положения

Все единицы, входящие в общее количество субъектов РФ, имеют равные права на основании Конституции. Субъектами называют территориальные единицы верхнего уровня. Их сейчас в Российской Федерации числится 85. Сюда включаются края, автономные области, республики, автономные округа, области, города федерального значения.

В каждом субъекте помимо федеральных ветвей власти действуют исполнительные (глава, губернатор), законодательные (региональный парламент) и судебные (уставный, конституционный суд). Субъект имеет собственный устав или конституцию, свое законодательство, которое принимает региональный парламент.

В Совете Федерации (верхняя палата парламента) присутствует два представителя от одного субъекта. Все субъекты РФ имеют равные права во взаимоотношениях с органами государственной федеральной власти. У субъектов нет права на выход из РФ. Они уполномочены решать вопросы, которые Конституция относит к ведению субъекта.

Как уже говорилось выше, количество субъектов РФ в настоящее время остановилось на отметке 85. В зависимости от того, какой они имеют правовой статус, их разделяют на три большие группы:

  • республики (со статусом государства);
  • автономные образования (автономные области, автономные округа);
  • области, города с федеральным значением, края.

Республики

В общее количество субъектов РФ включается 22 республики, каждая из которых имеет государственно-правовой статус. В РФ это унитарные демократические правовые государства, в Конституции РФ они так и позиционируются.

В отличие от остальных субъектов, республика имеет собственную конституцию, она имеет право устанавливать собственный государственный язык наряду с русским, который будет использоваться в государственных учреждениях.

Республика имеет право ввести свое гражданство.

Без согласия республики ее территория не может быть изменена. Есть собственная символика: гимн, флаг, герб, а также столица. Отношения с Федерацией строятся на основании федеративного договора, Конституции РФ, двустороннего договора о разграничении полномочий.

Первый прецедент подписания был в 1994 году между Республикой Татарстан и Российской Федерацией. В федеративном договоре говорится о суверенитете республики. В их конституциях такая формулировка дублируется.

Однако Конституция РФ не указывает республики суверенными и не признаёт за ними право на выход из состава Федерации.

Города федерального значения, края, области

Данные субъекты считаются государственно-территориальными единицами. Статус их определяет Конституция РФ и устав – учредительный акт субъекта. Большую часть из количества субъектов РФ составляют именно эти территориальные образования (областей – 46, краев – 9, городов федерального значения – 3).

Устав субъекта принимают соответствующие представительные органы, он обладает наивысшей юридической силой в отношении правовых актов и законов территориального образования. Данные единицы, в отличие от республик, не могут иметь своего гражданства. На территориях государственным языком считается общефедеральный – русский.

Края, города, области имеют право на установление собственной символики – гимна, герба и флага.

Автономная область и автономный округ

Из общего количества видов субъектов РФ выделяется 4 автономных округа и лишь одна автономная область. По сути, это сложившиеся национально-территориальные формы самоопределившихся народов в составе страны. Эти образования равноправны с другими субъектами РФ.

Основной особенностью данной группы является то, что каждое образование территориально включается в какой-либо другой субъект РФ (область или край). Исключение составляют Чукотский автономный округ и Еврейская автономная область.

Они непосредственным образом входят в состав РФ.

Статус субъекта как автономный определяет Конституция РФ, а также устав самой автономии. Федеральный закон об автономной области, автономном округе может приниматься по представлению местных органов власти.

Отношение автономии с областью или краем, в состав которых она включена, регулируется федеральным законодательством, а затем двусторонним договором между областью, краем и автономным округом. В Конституции РФ не содержится аналогичных норм, касающихся автономной области.

Как и другие субъекты, автономные единицы имеют свои органы государственной власти, официальную символику, законодательство, элементы правосубъективности.

Органы власти

Каждая единица из общего количества субъектов в составе РФ, независимо от имеющегося государственного статуса, имеет право создавать свои органы государственной власти.

Структуру их можно создавать самостоятельно, но при этом обязательно учитывать общероссийские принципы организации власти.

Такая система включает в себя представительные, а также исполнительные органы, входят сюда и судебные власти (суды).

Представительные органы фактически представляют собой местный парламент и названия носить могут разные: в Республике Хакасия – Верховный совет, в Татарстане – Государственный совет, в Тверской области, Красноярском крае – Законодательное собрание, в Московской области – Дума и другие. Формирование представительных органов происходит на основе прямых выборов, которые проводятся посредством тайного ания. Чаще всего они избираются на срок в четыре года. В некоторых местах существуют двухпалатные органы власти (к примеру, Свердловская область).

Что входит в их полномочия?

  • Принятие устава, Конституции.
  • Утверждение программ социального, экономического, культурного развития регионального уровня.
  • Принятие бюджета, отчетов о его исполнении.
  • Налоги и сборы субъекта.
  • Решение об изменении статуса региона.
  • Контроль над работой органов исполнительной власти, должностных лиц.

В РФ количество субъектов федерации достаточно велико, и в каждом есть собственная представительная и исполнительная власть. Последняя отличается разнообразием органов. В республиках это: правительство, министерство, комитеты и другие. Де-факто возглавляет республику президент.

В остальных типах субъектов разнообразие органов еще больше: администрация (иногда именуется правительством), главные управления, управления, департаменты, комитеты. В этой сфере действует исполнительная вертикаль, все ведомства подчиняются вышестоящим федеральным министерствам. Высшее должностное лицо здесь – губернатор или глава администрации, в Москве – мэр.

Органы судебной власти субъектов РФ

Мы выяснили, какое количество субъектов в РФ, на какие типы они делятся, какие органы власти работают. Что касается судебных властей, то здесь стоит сказать, что на всей территории РФ действуют разные суды:

  • Верховный суд республики.
  • Суд автономной области.
  • Областной, краевой.
  • Суд автономного округа.
  • Районный.
  • Арбитражный.

Три вида судов относятся к органам судебной власти:

  • Конституционный суд республики. Это действующее звено функционирует в большинстве республик. В суде разрешаются дела о соответствии актов деятельности местного самоуправления и государственной власти.
  • Уставной суд области, края, автономного округа, автономной области, города федерального значения. Иногда создается для того, чтобы рассмотреть вопрос о толковании устава, а также о соответствии местного законодательства и устава субъекта.
  • Мировые судьи числятся в составе общей юрисдикции. Данное звено в органах судебной власти находится в настоящий момент в стадии становления.

Источник: https://FB.ru/article/335125/obschee-kolichestvo-subyektov-rf

Разновидности субъектов Российской Федерации

Виды субъектов Российской Федерации. Субъекты рф - количество, виды, правовой статус Автономная область и автономный округ

Государства федеративного строя могут основываться на трех основополагающих принципах:

  • Территориальный;
  • Национальный;
  • Смешанный.

Отталкиваясь от того, на основании какого из принципов формируется государство, устанавливается правовой статус ее субъектов.

Территориальный принцип характеризуется тем, что субъекты федерации представляют собой определенные территории, имеющие границы друг от друга вне зависимости от национальной принадлежности населения, которое там проживает.

Национальный принцип характеризуется наличием на определенной территории титульной (основополагающей) национальности, которая и именует субъект.

Смешанный принцип охарактеризован субъектам, организация которых осуществлена по признакам двух вышеуказанных принципов.

Российская Федерация представляет собой федерацию, построенную на смешанном принципе, ее субъекты организованы с учетом особенностей национального и территориального признаков.

Из всех субъектов Российской Федерации, только три сформированы по национальному признаку – республики, автономные округа и автономная область.

Иные три вида субъектов РФ, а именно край, область и город федерального значения, организованы с учетом особенностей территориального признака.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации сформирован на основе перечня конституционных принципов, которыми предопределено его содержание и сущность.

К таковым относятся:

  • Ограниченность правового статуса субъектов России ее государственной независимостью;
  • Обеспечение равноправия субъектов Российской Федерации;
  • Установление границ между предметом ведения и полномочиями между РФ и ее субъектами;
  • Государственная целостность и единая система государственной власти на территории Российской Федерации.

На основе федеральных и региональных учредительных актов установлен правовой статус Российской Федерации. Статус республики устанавливается Конституцией Российской Федерации и конституцией самой республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа установлен Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта.

Элементы, позволяющие характеризовать субъект как составную часть Российской Федерации

Разработка и принятие собственных конституций (уставов), не требующих утверждения и подписания со стороны государства, осуществляется самостоятельно субъектами Российской Федерации.

Несмотря на не суверенность российских субъектов, их присущи общие основные элементы государственности. Такими элементами являются:

  • Наличие территории субъекта Российской Федерации. Каждому субъекту принадлежит определенная территория, являющаяся неотъемлемой частью территории России согласно части 1 статьи 67 Конституции. На территорию субъект распространена государственная независимость (суверенитет) Российской Федерации, главенство Конституции и федерального законодательства. Границы субъектов изменяются только при взаимном согласии сторон (часть 3 статьи 67). Изменение границ между субъектами утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Федеральным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации» установлено, что при формировании нового субъекта, территории, подлежащие объединению, могут прекратить существование. Вопрос о формировании нового субъекта выносится на референдум заинтересованных субъектов Российской Федерации. Реформа федеративных отношений в России, начавшаяся в начале 21 века, сократила число субъектов с 89 до 83, а также привела к формированию новых субъектов Российской Федерации, чем характеризуется приближение к субъектам равноправного и однопорядкового характера в рамках Федерации.
  • Собственная правовая база. На основе предметов ведения РФ и ее субъектов региональными органами власти принимаются собственные законодательные акты и другие нормативно-правовые документы. За пределами предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, последними в полном объеме выполняется собственное регулирование в отрасли права. Законам и правовым актам, принятым в границах их ведения, присуще главенство на территории субъекта и они являются обязательными для исполнения как всеми физическими, так и юридическими лицами. Конституцией России установлены гарантии верховенства федеральных законодательных актов. Законодательные акты и правовые акты не могут являться противоречивыми в отношении федерального законодательства, принятого на основании предметов ведения РФ и предметов совместного ведения. При противоречивости, возникшей между федеральным законодательством и нормативно-правовым актом, изданным в РФ, действует федеральное законодательство. В случае возникновения противоречий между федеральным законом и нормативно-правовым документом субъекта России, изданным за пределами Российской Федерации, действует нормативно-правовой документ субъекта;
  • Предметы ведения и полномочия. Каждому субъекту Российской Федерации присущи собственные предметы ведения и полномочия, а также полномочия по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов. Статья 73 Конституции регламентирует принцип полноты власти субъекта России в границ предоставленных полномочий, заключающийся в преобладании полноты власти субъектов Российской Федерации за пределами предметов ведения Российской Федерации и ее полномочий;
  • Право установления системы и структуры собственных государственных органов власти и определение их компетенции. Согласно статье 11 Конституции государственная власть на территории субъектов РФ исполняется органами государственной власти, сформированные субъектами. Система данных органов установлена субъектами Российской Федерации согласно основ конституционного строя России и общих принципов организации государственных органов представительной и исполнительной власти, установленных федеральным законодательством. На сегодняшний день принципы организации государственной власти зафиксированы в Федеральном законе от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»;
  • Государственные символы и административные центры. Каждому субъекту РФ предоставлено право на собственную государственную символику – флаг, герб, гимн, а также столицу. Этими государственными символами отражены исторические, национальные, культурные и другие особенности субъекта Российской Федерации. Согласно федеральным конституционным законам «О государственном гербе» и «О государственном флаге», гербы и флаги субъекты не могут быть идентичными Государственному флагу и гербу РФ. Герб и флаг РФ не может служить основы для создания гербов и флагов субъекта;
  • Право на наименование. Каждый субъект имеет право в самостоятельном порядке решать вопрос о собственном наименовании. При его изменении, новое наименование должно быть внесено в статью 65 Конституции Российской Федерации. Новое наименование должно быть внесено в текст Конституции РФ на основании указа Президента Российской Федерации согласно решению субъекта, принятого в установленном законодательством порядке.

Пример 1

До установления порядка и процедуры внесения изменений, свое наименование изменили такие республики, как Республика Горный Алтай, переименованная в Алтай, Марийская Республика – Республика Марий Эл, Чувашская республика – в Чуваш Республику, Якутская Республика – в Республику Саха.

Замечание 1

Но с 28.11.

1995 в текст статьи 65 Конституции РФ был внесен перечень новых наименований трех субъектов: Ингушская Республика переименовалась в Республику Ингушетия, Республика Северная Осетия стала Республикой Северная Осетия-Алания, Республика Калмыкия – Хальм Тангч переименовала себя в Республику Калмыкия. В 2001 году было изменено наименование Чуваш Республики в Чувашию; в 2003 – Ханты-Мансийского автономного округа.

Опиши задание

Характеристика правового статуса республик, являющихся субъектами Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации классифицируются по своей юридической природе и особенностям их конституционно-правового статуса. В связи с этим различают три категории субъектов.

К первой группе относится 21 республика в составе РФ. Республики отличны друг от друга в размере территории, численности населения, уровне социально-экономического развития.

Пример 2

Республика Бурятия по площади занимает 561,3 тыс.км2, площадь Северной Осетии составляет 8000 км2, что в 44 раза меньше. Население Республики Башкортостан в пять раз превышает население такой республики, как Кабардино-Балкария и в 16 раз больше населения Республики Тыва.

Замечание 2

Но эти отличия не влияют на конституционно-правовой статус республик, входящих в состав Российской Федерации, определяемый Конституцией России и конституциями республик.

Согласно конституционным нормам, статус республик Российской Федерации следует характеризовать такими чертами, как:

  • Наличие собственной территории, очерченной внутренней границей, которая отделяет республику от иных субъектов России, и внешней границей, которая отделяет ее от зарубежных государств. Одновременно внешняя граница является Государственной границей Российской Федерации. В соответствии со статьей 67 российской Конституции границы между субъектами могут быть изменены только при обоюдном согласии;
  • Наличие собственной правовой системы, состоящей из конституции республики и иных нормативно-правовых актов, принятых в рамках ее компетенции, договоров и соглашений республики с Российской Федерацией и иными субъектами Российской Федерации;
  • Наличие собственных государственных органов власти, система которых определена согласно основ конституционного строя России, норм Федерального закона, принятого 06 октября 1999 года №184 «Об общи принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации», а также законодательством республики;
  • Наличие собственности, находящейся в распоряжении Республики, состоящей из земли, ее недр, водных и лесных ресурсов и иных природных богатств, находящихся на ее территории, культурных и исторических памятников и иные ценностей национального достояния;
  • Обладание международной правосубъектностью, то есть республики имеют право принимать участие в международных отношениях и внешнеэкономических связях, подписывать договоры и соглашения с иностранными государства, создавать представительства зарубежных стран на своей территории, принимать участие в деятельности международных организаций;
  • Наличие собственного государственного языка, государственной символики и столицы республики;
  • Наличие полномочий в области предметов совместного ведения РФ и ее субъектов, и предметов, которые относятся исключительно к ведению Республики.

Во вторую группу субъектов входят края, области и города федерального значения, такие как г. Москва и Санкт-Петербург. Статус данных субъектов установлен Конституцией РФ, законами федерального уровня, а также уставами соответствующих субъектов.

Характеристиками конституционно-правового статуса данной группы субъектов являются:

  • Собственная территория, границы которой не могут изменяться без согласия самого субъекта;
  • Наличие государственных органов власти;
  • Собственная правовая система, состоящая из устава, законов регионального уровня и других нормативно-правовых актов;
  • Наличие собственности;
  • Данные субъекты выступают в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей;
  • Государственная символика, административный центр;
  • Полномочия в сфере предметов совместного ведения РФ и ее субъектов, и предметов, которые относятся исключительно к краю, области, городу федерального значения.

Третья группа субъектов Российской Федерации представляет собой совокупность автономной области и автономных образований. Характерной особенностью автономных образований (исключение составляют Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ) является то, что они входят в состав области или края.

Определение 1

Автономный округ – национальное государственное образование, которое отличается особым национальным составом и бытом населения.

Автономный округ – это одна из форм национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири, а также Дальнего Востока. Особенность автономного округа заключается в большой территории при относительно небольшой численности населения.

Пример 3

На сегодняшний день в состав Читинской области входят Агинский Бурятский автономный округ; в Архангельской области – Ненецкий автономный округ; в Тюменской области – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа.

До подписания Федеративного договора и до внесения его положений в текст Конституции Российской Федерации статус автономных округов регламентировался Законом РСФСР, принятым 20 ноября 1980 года «Об автономных округах РСФСР».

Статьей 1 данного Закона устанавливался перечень автономных округов, входящих в состав краев и областей, иными словами носила обязывающий характер.

Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)» было установлено, что «автономный округ находится в составе РСФСР и может входить в край или область». Можно сказать, что конституционные нормы стали обретать более диспозитивный характер.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, принятым 11 мая 1993 года по делу о проверке конституционности этого закона Конституционным Судом было отмечен тот факт, что развитие федеративных отношений в России реализуется на основании перераспределения полномочий федеральных государственных органов власти и государственных органов власти ее субъектов согласно Федеративному договору и характеризуется ростом конституционного статуса субъектов Российской Федерации.

Характеристики элементов конституционно-правового статуса автономных округов и автономной области идентичны с характеристиками статуса краев, областей и городов федерального значения.

Вывод 1

Российская Федерация является ярким примером ассиметричного федеративного государства. Совокупность ее субъектов является не только одной из многочисленных в мире, но и отличается видовым разнообразием.

На основании этого, можно сказать о том, что основной задачей конституционно-правового регулирования является процесс перевода ассиметричного федеративного государства в так называемое «плоское» федеративное государство, характеризующееся наличием в правовом и экономическом плане субъектов одного порядка.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/raznovidnosti-subektov-rf/

История объединения субъектов России

Виды субъектов Российской Федерации. Субъекты рф - количество, виды, правовой статус Автономная область и автономный округ

ТАСС-ДОСЬЕ. 13 мая 2020 года главы Архангельской области и Ненецкого автономного округа подписали меморандум о намерении объединить регионы в единый субъект Федерации. С момента принятия Конституции РФ 1993 года в России было пять случаев слияния областей и краев с автономными округами.

ТАСС подготовил материал о том, как проходило объединение субъектов Федерации.

Статистика

Конституция РФ от 12 декабря 1993 года закрепила федеративное устройство государства в составе 89 регионов (21 республика, шесть краев, 49 областей, два города федерального значения, одна автономная область, 10 автономных округов).

В последующие годы в России было проведено пять слияний субъектов Федерации.

Процесс проходил в 2003-2008 годах путем включения автономных округов в состав краев и областей в целях ускорения их социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения.

В ходе объединения были ликвидированы шесть автономных округов. Все они вошли в состав новых укрупненных субъектов Федерации как административно-территориальные единицы с особым статусом.

В результате общее число российских регионов сократилось с 89 до 83 в 2008 году.

После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в 2014 году число субъектов Федерации возросло до 85 (22 республики, девять краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа).

Из пяти новых объединенных регионов три получили краевой статус вместо областного, при этом лишь один из них был полностью переименован (Пермский, Камчатский и Забайкальский края вместо Пермской, Камчатской и Читинской областей).

Законодательная база объединения регионов

17 декабря 2001 года был принят федеральный конституционный закон “О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ”. В соответствии с документом, новый субъект может быть создан путем слияния двух и более граничащих между собой регионов.

Совместное предложение об объединении президенту России направляют высшие должностные лица и органы законодательной власти заинтересованных субъектов.

Оно должно содержать предполагаемое наименование и описание границ нового региона, предложения о формировании органов госвласти на его территории и др.

После одобрения главой государства вопрос выносится на местные референдумы, при этом различия в формулировке вопроса не допускаются.

Согласно законодательству, референдум считается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины избирателей субъекта РФ, внесенных в списки.

В случае, если по итогам ания вопрос об объединении регионов не получил одобрения хотя бы в одном из них, новая инициатива о слиянии может быть выдвинута не ранее чем через год.

Официальные данные о результатах референдумов направляют президенту страны. Глава государства может внести в Госдуму проект федерального конституционного закона об образовании в составе России соответствующего субъекта.

Документ должен быть принят большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Госдумы (то есть не менее 300) и одобрен голосами не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации (не менее 128 сенаторов), после чего его подписывает президент РФ.

На основании принятого закона в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую перечень субъектов Федерации, вносится название нового образованного субъекта.

Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО

7 декабря 2003 года на референдумах по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО жителям регионов было предложено ответить на вопрос “Согласны ли Вы, чтобы Пермская область и Коми-Пермяцкий автономной округ объединились в новый субъект РФ – Пермский край, в составе которого Коми-Пермяцкой округ будет являться административно-территориальной единицей с особым статусом?”. Слияние одобрили 89,77% избирателей округа и 83,81% избирателей области. Против в Коми-Пермяцком округе проали 7,87%, в Пермской области – 13,97%. Явка на референдуме составила 64,17% (в округе) и 62,43% (в области).

25 марта 2004 года глава государства подписал федеральный конституционный закон. В соответствии с ним с 1 декабря 2005 года в составе РФ был образован Пермский край. Территория нового объединенного региона составила 160,2 тыс. кв. км, включая 32,9 тыс. кв.

км площади бывшего автономного округа. Численность населения возросла до 2,748 млн человек, из которых 132,8 тыс. – жители Коми-Пермяцкого АО. Первым губернатором края стал глава Пермской области Олег Чиркунов.

В настоящее время Пермский край возглавляет Дмитрий Махонин (в статусе врио губернатора; с февраля 2020 года).

Слияние Красноярского края, Таймыра и Эвенкии

17 апреля 2005 года в Красноярском крае, Таймырском (Долгано-Ненецком) и Эвенкийском автономных округах состоялись референдумы по вопросу объединения регионов в единый субъект – Красноярский край.

За его создание в Красноярском крае высказались 92,44% избирателей, в Таймырском АО – 69,95%, Эвенкийском АО – 79,87%. Против проали 6,63%, 29,1% и 19,19% избирателей соответственно.

Всего в референдуме на территории края приняли участие 62,67% избирателей, на Таймыре – 62,11%, в Эвенкии – 79,92%.

Федеральный конституционный закон об образовании с 1 января 2007 года единого Красноярского края был подписан президентом России 14 октября 2005 года. Площадь региона составила 2,367 млн кв. км, из которых 879,9 тыс. и 763,2 тыс. кв.

км – территории бывших Таймырского и Эвенкийского АО. Численность населения – 2,894 млн человек, включая 38,4 тыс. и 17 тыс. жителей автономных округов. Новый субъект Федерации возглавил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

С сентября 2017 года глава Красноярского края – Александр Усс.

Объединение Камчатской области и Корякского АО

По предложению руководства Камчатской области и Корякского АО 23 октября 2005 года в регионах прошли референдумы об объединении. В области и округе 84,99% и 89,04% избирателей проали за слияние субъектов в Камчатский край. Против высказались 14,22% и 10,05% соответственно.

Явка на референдумах составила: 56,44% в Камчатской области и 76,63% в Корякском округе. Согласно федеральному конституционному закону от 12 июля 2006 года, Камчатский край был образован с 1 июля 2007 года. Территория нового региона увеличилась до 464,3 тыс. кв. км (включая 292,6 тыс.

кв. км бывшего автономного округа), численность населения – до 345,7 тыс. человек (в том числе 22,6 тыс. жителей Корякского АО). Губернатором края стал Алексей Кузьмицкий, руководивший ранее Камчатской областью.

С апреля 2020 года Камчатский край возглавляет врио губернатора Владимир Солодов.

Слияние Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского АО

По итогам референдумов, состоявшихся 16 апреля 2006 года в Иркутской области и Усть-Ордынском Бурятском АО, 89,77% и 97,79% их жителей высказались за объединение субъектов. Против проали 9,44% и 1,55% соответственно.

Всего в референдуме приняли участие 68,98% избирателей области и 99,51% избирателей автономного округа. 30 декабря 2006 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, в соответствии с которым с 1 января 2008 года был создан новый объединенный субъект России – Иркутская область.

Его площадь составила 774,8 тыс. кв. км (включая 22,1 кв. км. Усть-Ордынского округа), число жителей – 2,506 млн человек (из них 134,3 тыс. – население бывшего АО). Регион возглавил Александр Тишанин, руководивший Иркутской областью с 2005 года.

В настоящее время врио губернатора Иркутской области – Игорь Кобзев (с декабря 2019 года).

Объединение Читинской области и Агинского Бурятского АО

11 марта 2007 года в Читинской области и Агинском Бурятском автономном округе прошли референдумы по объединению регионов в новый субъект Федерации – Забайкальский край. В области за слияние субъектов проали 90,29% избирателей, против – 8,89%.

В округе за высказались 94%, против – 5,16%. Явка составила 80,46% в Читинской области и 89,92% в Агинском Бурятском АО. Новый субъект был образован 1 марта 2008 года (в соответствии с законом от 21 июля 2007 года). Территория Забайкальского края составила 431,9 тыс.

кв. км (в том числе 19,6 тыс. бывшего Агинского Бурятского округа), население – 1,117 млн человек (включая 76,4 тыс. жителей округа). Первым губернатором региона стал бывший глава Читинской области Равиль Гениатулин.

С октября 2018 года Забайкальский край возглавляет Александр Осипов.

Источник: https://tass.ru/info/8463307

Субъекты и регионы Российской Федерации

Виды субъектов Российской Федерации. Субъекты рф - количество, виды, правовой статус Автономная область и автономный округ

› Государство

Площадь России на карте не может не потрясать воображение. По территории она занимает приблизительно 1/6 часть суши планеты. Таким образом она является самой большой страной на современной политической карте. А вот по численности населения, к сожалению, находится только на 9 месте, уступая странам с гораздо меньшей площадью.

Но, если рассматривать в совокупности Российскую Федерацию, то на сегодняшний день она состоит из 85 субъектов, которые представляют из себя республики, регионы, области. А они, в свою очередь подразделяются на районы. Перечень субъектов формировался на протяжении всего периода существования государства и окончательно устоялся только в последние 30 лет, после развала СССР.

Для того, чтобы проанализировать, какие субъекты РФ входят в государство сегодня, каковы они по площади, на каком основании проходит территориальное деление и какое качество и уровень жизни в каждом из них, нужно рассмотреть статистические данные.

Что это

Под субъектом Российской Федерации (или, как еще встречается в официальных документах – Федерации, России или РФ) понимаются составные части страны, выраженные в виде локальных единиц, обладающих своей площадью и границами.

На сегодняшний день в состав РФ входят 85 элементов, выраженных следующими административно-территориальными единицами со своими собственными центрами:

  • Республики.
  • Краевые единицы.
  • Областные структуры.
  • Автономные области.
  • Округа.
  • Автономные округа.
  • Города фед. значения.

Важно понимать, что каждый из перечисленных субъектов имеет свое руководство в виде губернатора или главы, а также парламент регионального значения, формирующий законодательную власть.

Интересен также тот факт, что все виды субъектов Российской Федерации на сегодня имеют индивидуальный устав или даже, в некоторых случаях, конституцию. Принимается она и зарегистрирована на уровне региональных (местных) законодательных органов.

Ими же и вносятся определенные изменения или дополнения в такой устав.

Несмотря на то, что столица государства Москва, у каждого субъекта Российской Федерации имеется своя собственная столица или так называемый региональный центр.

Если рассматривать обязанности каждой структурной единицы и их взаимоотношения с федеральным центром, необходимо выделить следующие основные моменты в устройстве субъектов РФ:

  • Между отдельными структурными элементами наблюдается равноправие.
  • Все они подчиняются федеральному центру.
  • Местные власти вправе решать определенные вопросы, которые конституционно им разрешено реализовывать самостоятельно.
  • Бюджеты формируются двояко, за счет собственных производств, предприятий и других видов экономической деятельности, так и за счет финансирования из центра.
  • Выходить из состава государства и не имеют права

Актуальный перечень

Список субъектов РФ, состоящий из 89 единиц и включающий в себя области, автономные округа, города и другие административные единицы с полными названиями, выглядит на сегодняшний день (на 2020 год) следующим образом:

  • Границы ЦФО сюда входят численно 17 областей. Их центрами, а точнее столицами являются города Белгород, Ярославль, Брянск, Тверь, Тула, Тамбов, Смоленск, Орел, Курск, Рязань, Москва, Кострома, Владимир, Иванов, Калуга, Воронеж, Курск, Липецк. Причем, город Москва является, как самостоятельным образованием в виде города федерального значения, так и дал название одноименной области – Московской, которая входит самостоятельным территориальным образованием.
  • В Южный федеральный округ (ЮФО) объединены следующие кавказские республики – Адыгеи, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Чечни, а также, Крым. Помимо этого, в этой территориальной структуре объединился Краснодарский, Ставропольский края. Помимо этого, здесь присутствуют еще и 3 области – Астраханская, Волгоградская и Ростовская.
  • К Северо-западному ФО (СЗФО) относятся – республики Коми и Карелия, а также в состав входя территории следующих областных единиц – Псковской, Мурманской, Новгородской, Вологодской, Ленинградской, Калининградской, Архангельской. А также еще и Ненецкий АО.
  • В Уральском ФО (УРФО) объединены территории Курганской, Тюменской, Челябинской и Свердловской обл. А также сюда входит Ханты-Мансийский АО – Югра и ЯНАО.
  • В Приволжском ФО объединили территории Башкортостана, Мордовии, Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии в виде республик. А также Кировской, Оренбургской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Самарской и Ульяновской обл. в комбинации с Пермским краем.
  • Территория Дальневосточного ФО объединила республику Саху, Камчатского, Хабаровского, Приморского краевых единиц. В качестве областей сюда вошли – Амурская, Сахалинская, Магаданская и кроме них Еврейская АО и Чукотский АО.
  • СФО объединяет территории Алтая, как республики, так и одноименного областного образования. Помимо этого, сюда включена Бурятия, Тыва, Хакасия в виде республиканских образования. Помимо них сюда входит Красноярский край. Также из областей – Иркутская, Кемеровская, Омская, Новосибирская, Читинская, Томская и Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский АО.
  • И 3 города фед.значения.

Исторические изменения

Важно понимать, что Россия является самой большой по площади и совокупным территориям государством. Но численность субъектов не всегда была таковой, таблица с номерами субъектов изменялась. Особенно интенсивно этот процесс происходил в момент распада СССР. Вот какие основные события произошли в этот период:

  • Союзные Республики приобрели независимость.
  • Некоторые автономные области, как например, Хакасская, Адыгейская Карачаево-Черкесская стали республиками.
  • Некоторые области стали именоваться по-другому. Так, например, Горьковская стала именоваться Нижегородской.
  • Произошло разделение чеченского и ингушского народов, которые вошли в состав России самостоятельными структурными единицами.
  • На момент принятия конституции страны, в 1993 году все структурные элементы страны стали равноправными субъектами РФ.
  • После этого момента произошло еще несколько территориальных изменений. Все они были направлены на объединение и укрупнение.
  • Отдельными изменениями стали – укрупнение территории Москвы в 2012 году за счет присоединения некоторых районов Московской области. А также в 2014 году в состав страны вошла территория полуострова Крым. Причем, сразу двумя образованиями – городом федерального значения и остальной частью полуострова.

В связи с определенными историческими этапами, становится понятно, что территориальные разделения или, вернее сказать объединения и укрупнения становятся только больше.

Поэтому, возможно в дальнейшей перспективе, стоит ожидать и дальнейших изменения в территориальном составе, как по численности, так и с точки зрения изменения границ.

Стоят на повестке дня укрупнение нескольких областей, с дальнейшим изменением их территориальных границ.

Группировка в округа

На сегодняшний день распределение и группировка выглядит следующим образом в стране:

  • Количество ФО составляет 8 единиц.
  • С точки зрения экономического фактора районы представлены 12 образованиями.
  • С точки зрения географического районирования в стране 10 элементов.
  • По природным делениям районных образований насчитывается 8 штук.
  • С точки зрения арбитражного и судебного исполнения – насчитывается 10 округов.
  • Часовых поясов всего 11.
  • Военных округов всего 4, причем, до недавнего времени и их было 6, но потом они были укрупнены.

Типы

Если рассматривать укрупненно типы субъектов РФ, то они делятся на:

  • Государственно-территориальные образования. Сюда входят 9 краевых образований, 46 областных и 3 города федерального значения.
  • Вторая категория – это национально-территориальные образования. К ним относятся 21 республика, 4 автономных округа и 1 автономная область.

Коды субъектов федерации

Для удобства начисления налоговых доходов в бюджете, учета населения России, ведения документации и прочих манипуляций, используются коды, которые присваиваются отдельным субъектам РФ. Они включают как цифровые, так и буквенные обозначения и применяются для самых разнообразных целей.

Такие обозначения облегчают взаимодействие в различных отчетах, бумажных документах и оборотах.

Региональные перспективы и расширение

С точки зрения перспективы дальнейшие процессы будут идти на укрупнение территорий. На определенных исторических этапах велись такие процессы. Но, они были заморожены. Важно понимать, что для того, чтобы провести такую манипуляцию, необходимо провести референдум в тех регионах и областях, в которых планируется укрупнение.

Субъекты и регионы Российской Федерации Ссылка на основную публикацию

Источник: https://rosinfostat.ru/subekty-rossijskoj-federatsii/

Юрист и закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: