Виды обращений граждан в органы власти. Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения. Понятие и виды органов исполнительной власти

Содержание
  1. Обращение гражданина в органы государственной власти: порядок и сроки рассмотрения, виды обращений, советы юристов
  2. Обращения как вид взаимодействия
  3. Общий принцип работы государственных организаций и структур
  4. Правильное составление необходимых документов
  5. Что такое обращения в письменной форме?
  6. Обращения на интернет-порталы и различные сетевые ресурсы
  7. Виды обращений?
  8. Что делать, если обращение срочное?
  9. Особенные моменты, связанные с конкретными случаями
  10. Что делать, если ответ не удовлетворяет?
  11. Анонимные послания и способы реагирования на них?
  12. Как рассматриваются коллективные обращения?
  13. В чем суть обращений и как они заставляют действовать чиновников по конкретным проблемам?
  14. Обращения граждан: правовые основы, значение, порядок рассмотрения
  15. Оглавление.
  16. Обращения граждан: понятие, история становления института
  17. Формы обращений граждан. Административный и судебный порядок рассмотрения.
  18. Значение института обращений граждан.
  19. Право обращения граждан в органы государственной власти
  20. Порядок обращения
  21. Порядок рассмотрения
  22. Компетенция различных госорганов
  23. Органы государственной власти РФ
  24. Особенности обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления
  25. Что называется обращением гражданина
  26. На какие виды делятся обращения граждан
  27. Кто занимается рассмотрением предложений
  28. В какие сроки рассматриваются обращения?
  29. Особенности очных обращений
  30. Особенности обращений граждан в органы государственной власти

Обращение гражданина в органы государственной власти: порядок и сроки рассмотрения, виды обращений, советы юристов

Виды обращений граждан в органы власти. Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения. Понятие и виды органов исполнительной власти

Если возникает определенная ситуация, которую человек не может решить сам, то на помощь всегда может прийти любая государственная структура. В этом случае просто необходимо быть гражданином этой страны.

Заявления, ходатайства и жалобы рассматриваются определенными структурами власти, которые для этого и созданы. Не стоит думать, что такого рода взаимодействие является чем-то странным. В конституции РФ это закреплено положениями и различными нормативно-правовыми актами.

Органы государственной власти просто обязаны оказывать помощь своим гражданам.

Обращения как вид взаимодействия

Нормальные условия жизни – это не только хорошая еда, коммунальные услуги и любимая работа. Существуют определенные обстоятельства, которые требуют юридического вмешательства.

Тогда обращение гражданина в органы государственной власти осуществляются в специальном порядке. Это необходимо для достижения максимально эффективного результата. Ведь люди, работающие в государственных структурах, загружены под завязку.

Чтобы процесс продвигался быстрее, существует разделение всего документооборота.

Есть несколько основных видов обращений, которые предусматривает законодательство Российской федерации. А именно:

  • Предложение.
  • Заявление.
  • Жалоба.
  • Ходатайство.

Каждый человек, являющийся гражданином, может составлять заявки, как индивидуально, так и коллективно. Виды документов, где больше одного автора, разделяются на две основные группы:

  • Коллективные обращения.
  • Петиции.

Работая с людьми, чиновники должны уметь не только оперировать законом и нормативно-правовыми актами, но и умело находить компромисс.

Особая ответственность возлагается за каждое обращение граждан в органы государственной власти. Оставить что-либо без внимания не позволит прокуратура. Она в первую очередь будет руководствоваться ФЗ.

Обращение граждан в органы государственной власти – не исключение.

Общий принцип работы государственных организаций и структур

Каждый гражданин может обратиться в госучреждение с самыми разнообразными вопросами. Но, чтобы не загружать людей бессмысленной работой, необходимо понимать некоторые вещи.

Во-первых, каждый орган самоуправления и организация не смогут рассмотреть обращение граждан в органы государственной власти, если оно не находится в его компетенции.

То есть с жалобой на соседей алкоголиков не идут в мэрию.

Тем более, что для похода в такие учреждения необходимо иметь серьезные основания и повод.

Обычно таким стимулом служит халатность, невыполнение возложенных обязанностей или некомпетентное отношение и отсутствие понимания различных действий.

То есть задержка пенсий или заработной платы, неудовлетворительное обслуживание в различных структурах, не выдача конкретных документов или задержка в их обработке.

Любое обращение граждан в органы государственной власти рассматривается определенное количество времени. Решение по заявленной теме или вопросу принимается точно так же. Все регламенты четко прописаны в законодательной базе.

Правильное составление необходимых документов

Чтобы был соблюден порядок обращения граждан в органы государственной власти, необходимо правильно составлять и оформлять документы. Для этого тоже существуют специально установленные рамки. Каждое обращение людей, не важно составлено оно для одного конкретного лица или целой организации, должно быть выполнено по соответствующим стандартам.

То есть в начале всегда указывается лицо или орган, к которому обращаются. Обычно это происходит в правом верхнем углу или по центру. Сразу же нужно указать свою фамилию и инициалы. Затем прописывается полный почтовый адрес лица, отвечающего за подачу обращения. Если это обычный человек, то достаточно прописки.

В случаях, когда обращается юридическое лицо, то необходим адрес, по которому зарегистрирована фирма, компания.

После соблюдения этой формальности кратко и лаконично указывается основная суть проблемы. Особенно важно прописать это наиболее четко и по делу. Иначе могут отправить обратно, в связи с различными причинами. В конце любого документа выставляется дата написания. Затем – подпись и инициалы.

Такой порядок обращения граждан в органы государственной власти необходим для того, чтобы разграничить суть вопроса и упорядочить многие проблемные моменты.

Особенно это касается тех случаев, когда к ходатайству прикладывается определенное количество документации. В ней будут различные факты проблемы или полное раскрытие сути дела.

Также можно прикладывать фото или видеоматериалы, справки, различные показания.

Что такое обращения в письменной форме?

Письменное обращение граждан в государственный орган власти осуществляется только определенным способом. А именно:

  1. Всегда в начале указывается, куда и кому направляется документ. Без сокращений полное название государственной инстанции. Также не лишним станет написание фамилии и инициалов человека, к которому осуществляется обращение.
  2. Затем прописываются данные, почтовый адрес и сама проблема. В конце документа необходимо указать число составления документа. Оставить подпись с расшифровкой.

Текст, написанный от руки, обязательно должен быть разборчивым. В противном случае такое обращение не подадут на рассмотрение, и чиновник полностью освободится от любой ответственности.

Обращения на интернет-порталы и различные сетевые ресурсы

Иногда людям не представляется возможным из-за различных условий взаимодействие с государственными структурами. Для этого создаются сайты, порталы и целые службы.

Электронные обращения граждан в органы государственной власти осуществляются также по строгим стандартам. Такие документы оформляются так же, как и письменное обращение, но будут и отдельные нюансы.

Особенно это касается моментов проставления подписи или дополнительной документации.

Чтобы осуществить любое полноценное обращение через Интернет, придется нехило постараться. Ведь если необходимые документы не находятся в электронном формате, нужно будет их отсканировать.

За более подробной информацией придется обращаться к самой инстанции. Есть также федеральный закон, регулирующий обращения граждан в органы государственной власти, который более детально освещает каждый аспект этой деятельности.

Виды обращений?

Взаимодействие государства с народом осуществляется несколькими доступными способами. Эти способы подразделяются еще на более мелкие подпункты, которые имеют свое собственное “закрепление” законом. Но в нынешнее время, человек “условно далекий” от мира процессуального кодекса, правоведения и законов пользуется основными способами взаимодействия с государством. А именно:

  • Заявления.
  • Ходатайства.
  • Жалобы.
  • Отзывы.
  • Возражения.
  • Запросы.
  • Традиционные обращения.

Все они имеют свои особенности и недостатки, которые четко регламентируют их.

Каждое из выше представленных обращений имеет свои законные обоснования, которые прописаны либо в гражданско-процессуальном, либо арбитражно-процессуальном кодексе, либо в кодексе об административных правонарушениях.

Есть еще небольшие упоминания в уголовно-процессуальном кодексе, но они не касаются общих моментов. Скорее устанавливают определенные нормы возражений на различные процессы или документы.

Рассмотрение обращений граждан в государственных органах происходит за конкретный промежуток времени. Он четко прописан в конкретных документах, которые полностью поддерживают гражданина. Временные рамки крайне строго определены, что не дает чиновникам бездействовать.

На каждое обращение есть срок, максимально определяющий количество времени, за которое гражданам должен быть дан ответ. Такой промежуток не может превышать более тридцати дней. Но очень важно понимать следующее: документ, отправленный в организацию или учреждение, необходимо зарегистрировать. Только с этого момента начинается отсчет дней.

Поэтому обращение граждан в государственные органы полностью определено специальными положениями, законами и документами. Иначе начнется путаница, и система будет бездействовать.

Что делать, если обращение срочное?

В таких случаях его вносят в специальный журнал и затем передают на стол руководителю или человеку, к которому оно обращается. На любом из таких обращений просто необходима резолюция. Иначе оно не получит нужного стимула для дальнейшего продвижения.

Резолюцию проставляют для непосредственного аппарата людей, которые занимаются подготовкой ответа или решения. Далее специальные службы, занимающиеся производственными делами, начинают регистрировать каждый момент в своем журнале.

То есть за каждый аспект, указанный в документе и требующий решения, будет отвечать конкретное лицо, занимающееся этим.

Особенные моменты, связанные с конкретными случаями

Всегда нужно понимать, что общение государственных структур и населения – это очень сложный механизм. Иногда возникают нюансы, требующие особенного взаимодействия. Каждый из них так же прописан в конкретных документах и полностью поддерживается законодательной базой.

Появляющиеся особенности четко прописаны по конкретным обращениям. Особенно это касается повторных заявлений или жалоб. В таких документах чиновники внимательно присматриваются к обеим сторонам, чтобы не ущемить чьи-то права. Каждый гражданин перед тем, как подать повторное обращение, должен понимать все особенности данной ситуации.

А тем более осознавать, в каких случаях это останется без ответа.

Что делать, если ответ не удовлетворяет?

В таких случаях отправитель должен к сути проблемы прописывать конкретные моменты, которые его не устраивают. Также можно требовать разъяснение всего, что не понятно или прямое указание причин. То есть, если документ снят с регистрации, гражданину обязаны объяснить, почему!

Анонимные послания и способы реагирования на них?

Такие обращения разрешено оставлять без ответа. Но если они направлены с конкретной целью или в особенные инстанции, то органы государственной власти обязаны проверить ситуацию. Например: звонят по телефону горячей линии и сообщают о заминировании жилого здания или объекта инфраструктуры. Тогда полиция просто обязана отреагировать на заявку.

Но, когда осуществляется обращение граждан в органы государственной власти по другим причинам, то анонимные послания могут вообще остаться без какого-либо ответа. Тем более, если это сделано на электронный портал или сайт.

Как рассматриваются коллективные обращения?

В случаях заявок от тридцати человек и более органы самоуправления или чиновники должны выезжать на конкретное место. Коллективное обращение является примером обращения граждан в органы государственной власти.

Если суть проблемы находится в конкретных службах или учреждениях, то им назначаются проверки. Все такие действия подробно описаны законодательной базой и полностью поддерживают граждан.

Ознакомиться детальнее с коллективными обращениями можно на государственных сайтах РФ.

В чем суть обращений и как они заставляют действовать чиновников по конкретным проблемам?

В последнее время статистика обращений граждан в органы государственной власти показывает наилучшие результаты. Это связано с тем, что общее положение в стране и проводимая внутренняя политика предоставляет гражданам различные методы и рычаги давления. К слову сказать, этим и обусловлено повышение доверия к высшим эшелонам власти.

При составлении обращения должным образом и прикладывания к нему всех важных документов, специалисты быстрее разбираются с сутью проблемы. Далее они определяют то, что от них потребуется, и только после этого все сдвигается с мертвой точки.

Если это жалоба на что-либо или кого-либо, то очень важно указать не только то, что не было совершено, или обосновать нарушение, а в полной мере описать всю суть проблемы и место, откуда она исходит! Да, документ составлять нужно лаконично, но если возникают с этим проблемы, есть куча юридических институтов и помощников. Особенно это касается людей, активно пользующихся сетью Интернет, где находятся целые библиотеки.

Крайне не рекомендуется проявлять какие-либо эмоции, поскольку это не только не поможет, но и может отвлечь от основной темы. Вводя государственные службы или учреждения в заблуждения, можно отойти от конкретной сути проблемы.

Источник: https://FB.ru/article/405268/obraschenie-grajdanina-v-organyi-gosudarstvennoy-vlasti-poryadok-i-sroki-rassmotreniya-vidyi-obrascheniy-sovetyi-yuristov

Обращения граждан: правовые основы, значение, порядок рассмотрения

Виды обращений граждан в органы власти. Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения. Понятие и виды органов исполнительной власти

«Обращения граждан: правовые основы, значение, порядок рассмотрения»    

Оглавление.

  

   В последнее время в нашей стране всё чаще и чаще говорится о необходимости совершенствования политической системы и демократизации общественной жизни в целом, так как именно в этом, зачастую видится действенный способ сглаживания негативных проявлений государственной власти, которых в современной России, к сожалению, более чем предостаточно. Однако в то же время, стремясь создать достойные условия для самореализации свободного и ответственного человека, не следует забывать и о важности сохранения «баланса между возможностью самовыражения индивида, интересами общества и выполнением функций государства»1, все-таки являющегося необходимой и неотъемлемой частью социального целого.

   Именно поэтому, сегодня мало у кого уже вызывает сомнение, что путь построения демократии в нашей стране лежит, прежде всего, через создание и развитие таких государственно-правовых институтов, которые органично сочетали бы в себе и государственные интерес и надёжную защиту прав и свобод человека и гражданина. Ведь политическая жизнь рядового гражданина не может и не должна ограничиваться лишь его периодическим участием в референдумах и выборах. Помимо этого, ему просто необходимо иметь гарантированные возможности решать свои жизненные вопросы, отстаивать свои законные интересы в государственных органах и органах местного самоуправления. И нужно сказать, что такая возможность предоставляется российским законодательством, прежде всего путём нормативного закрепления всеобщего и равного права граждан на обращения, о котором речь и пойдёт ниже. 

Обращения граждан: понятие, история становления института

 

   Само понятие «обращение», являющееся весьма сложным и многозначным, может быть определено разными способами.

Однако, на уровне теоретического обобщения, под ним обычно понимается «письменное или устное волеизъявление гражданина РФ, адресованное государственным органам и органам местного самоуправления, содержащее определённую информацию, имеющую как публичное значение, так и связанную с осуществлением прав и свобод граждан РФ либо необходимостью их защиты».2 Такое понимание института обращений граждан получило своё нормативное закрепление и в современном законодательстве Российской Федерации, признающем его важную роль в системе защиты прав и свобод человека.

   Однако следует помнить, что данный институт, который сегодня в глазах многих исследователей стал чем-то вроде олицетворения развитой демократии, зародился отнюдь не вчера.

  Как подчёркивают специалисты в области управления, государство уже давно осознало важность обращений граждан, без которых ему, очевидно, было бы гораздо труднее собирать информацию о проблемах населения, следить за происходящими в стране изменениями и как следствие, труднее оперативно на них реагировать. В то же время понятно, что любая власть, независимо от характера установленного в стране режима, не может не считаться с мнением широких народных масс и оставаться безучастной к бедам своих граждан. Ведь в противном случае она рискует оказаться тем, не слышащим молитв Богом,  в которого перестают верить; рискует совершенно оторваться от граждан и тем самым просто утратить смысл собственного существования.

   Существует ещё одна причина, делающая институт обращения привлекательным для государственных структур.

Известно, что благодаря обращениям вскрываются недостатки в деятельности государственного аппарата, отдельных организаций, вносятся предложения по совершенствованию их работ, указывается на случаи нарушения прав и свобод граждан, тем самым предпринимаются весьма значимые меры по обеспечению социальной справедливости3, поддержание которой есть одна из важнейших обязанностей любого государства.

    Именно поэтому, начиная с Судебника 1497 года, за российскими гражданами закрепляется право, «говоря современным языком, обращаться с челобитными (жалобами) ко всем олицетворяющим власть лицам – вплоть до самого государя».4

   В течение последующих пяти веков это право подвергалось изменениям под влиянием политических, социально-экономических условий, складывающихся в стране, личностей политических деятелей, приходящих к власти.

«Было время, когда крепостным крестьянам запрещалось жаловаться на помещиков и когда дворянство лишалось права представлять коллективные жалобы государю, Сенату и губернаторам областей».

5 Российская история знает и примеры бунтов, вызванных невозможностью подать челобитную царю.

   Тем не менее, право граждан обращаться в органы государственной власти постепенно совершенствовалось, всё более и более отвечая интересам и государства, и широких масс.

И сегодня оно, связанное с реализацией и защитой подавляющего большинства всех прав и свобод человека, признаётся одним из важнейших конституционных прав российских граждан.

Об этом в частности свидетельствует его конституционное закрепление.

   Так, статья 33 Конституции РФ устанавливает, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

6 Подобное положение содержится и в Федеральном Законе №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», принятом Государственной Думой 21 апреля 2006 года (статья 2).

А он в свою очередь закрепляет за субъектами  федерации право устанавливать собственные положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе и устанавливать дополнительные его гарантии (статья 3 часть 2).7

   Таким образом, определив рамки нормативно-правового регулирования данного института, приступим к рассмотрению следующего вопроса, а именно: отдельных форм обращений и порядка работы с ними.

Формы обращений граждан. Административный и судебный порядок рассмотрения.

 

   Федеральный закон №59 в статье 4 различает три основных формы, в пределах которых граждане могут реализовывать свое право на обращение. Это в частности:

    1. предложения – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Иными словами такой вид обращений, в котором высказываются идеи и суждения по поводу функционирования государственных и общественных органов.
    2. заявления – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Таким образом подача заявлений – деятельность связанная с практическим осуществлением гражданами своих прав и свобод.
    3. жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Именно с этой формой обращений, как правило связывают административный способ охраны прав граждан, о котором стоит поговорить чуть подробнее.

 

Как отмечает учёный-юрист Алистратов Ю. Н., под рассматриваемыми в административном порядке понимаются те обращения граждан, которые направляются в исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления. 8

   С высоты опыты развития человеческого общества можно с уверенность сказать, что акты субъектов власти могут быть и нередко являются дефектными. Причины такой дефектности, по словам Д. Н. Бахраха, различны.

Это и выбор не самого лучшего варианта, и небрежность, некомпетентность должностных лиц, и злоупотребление правом и многое другое.

9 Конечно иногда сам государственный орган в ходе своей деятельности обнаруживает, что какой-то из его актов может повлечь за собой нарушение прав  и интересов гражданина, и поэтому отмена данного акта также должна рассматриваться как охрана этих прав.

Однако значительно чаще события развиваются иным образом, вследствие обращения с жалобой в данный или вышестоящий орган самого невластного субъекта, для которого такое обращение является главным средством защиты в асимметричных административно-правовых отношениях.

   Однако стоит понимать, что право граждан на подачу жалоб не сводится исключительно к праву на административные жалобы, то есть рассматриваемые во внесудебном, административном порядке.

Жалобы граждан могут рассматриваться и судами в процессе осуществления правосудия в порядке уголовного, гражданского, административного и конституционного судопроизводства на основе норм УПК РФ, АПК РФ или ГПК РФ.

   Говоря об административном порядке рассмотрения жалоб граждан, можно отметить его следующие преимущества.

Во-первых, обращения к административным органам по поводу нарушения прав граждан дает возможность этим органам самим исправить допущенное нарушение, в том числе и если речь идёт об ошибке, совершённой нижестоящей инстанцией.

Не маловажно и то, что рассмотрение жалоб в административном порядке не является таким дорогостоящим, как судебное. К тому же даже если гражданин не добьется желаемого результата путём обращения к исполнительной власти, он также может прибегнуть и к судебной защите своих прав, лишить которой его не вправе никто.

   В итоге, видно, что оба этих типа жалоб являются одинаково важными и эффективными, таким образом, целесообразным представляется сочетание судебных и административных форм защиты нарушенных интересов граждан, что очевидно должно привести к лучшему результату.     

Значение института обращений граждан.

 

   Выше уже упоминалось о том, что институт обращений является важнейшей формой участия граждан в делах государства, посредствам которого они могут активно воздействовать на его политику. Подтверждением этого может служить следующее.

Понятно, что направляя обращение, гражданин стремится добиться от соответствующего органа власти совершения некоторых значимых действий. Таким образом, обращение – всегда осознанный акт, ибо тот, кто не преследует ни какой цели, и не желает добиться вынесения положительного для себя властного решения вряд ли будет обращаться в орган власти.

К тому же обращение, приходящее во властные структуры от граждан, из «сферы социального, основанного на логике компромисса, а не иерархии» непосредственно не связано с публичной властью. Так как автор обращения может рассматриваться здесь в качестве просителя, партнёра, но никак не начальника или подчиненного.

Из чего следует, что отношения, возникающие на основе подобного рода обращений, представляют собой вовсе не подчинение, а воздействие одного равноправного субъекта на другой.  

   Таким образом, мы ещё раз убедились в том, что обращения граждан следует рассматривать в первую очередь как гражданское участие. Значение же такого участия в системе государственного управления неоценимо велико.

   Во-первых, можно говорить о правозащитной функции обращений, являющейся, вне всякого, сомнения определяющей и воплощающей в себе юридическое начало рассматриваемого института. Сущность её состоит в том, что обращения позволяют предупредить правонарушение, а в случаях, когда оно уже совершено – устранить его неблагоприятные последствия, восстановить нарушенное право.

   «Каждому человеку более всего близки его частные интересы и личные права. Поэтому всё то, что помогает эти права укрепить и защитить, представляет для него нечто важное».10 Очевидно, что большинством граждан работа и функционирование института обращений, конечно же, рассматривается именно с позиций реализации правозащитной функции.

   Следующая, быть может не столь значительная с точки зрения интересов отдельного гражданина, но однако принципиально важная функция, выполняемая институтом обращений – информационная функция.

Выше мы уже говорили о том, рассматривая жалобы, заявления и предложения граждан, направляемые в государственные органы и органы местного самоуправления, власть имеет возможность получения важнейшей информации о проблемах и трудностях населения.

И пускай в этом случае не идёт речь о решении частной задачи одного конкретного гражданина, это однако не делает институт обращений менее полезным и привлекательным для населения. Ведь множество обращений по одной и той же проблеме способны заставить власть не просто принять решение об устранении конкретного нарушения .

исправления конкретного недостатка, но обратить внимание на проблему в масштабах страны. А это может иметь даже большее значение, так как корректировка проводимого в стране политического курса, сделанная на основе анализа обращений граждан, в конечном счёте, очевидно, коснётся каждого.

К тому же, направляя обращения и стремясь тем самым обезопасить себя от нарушения своих прав, граждане одновременно «способствуют тому, что бы устранить и причины этих нарушений, дабы они не повторились в будущем».11 Если поступила жалоба от одного гражданина, значит, имеет место единичное нарушение, если регулярно поступает множество аналогичных жалоб, значит, имеется серьезная проблема в масштабах всей страны, решать которую властям придется.

   Наконец третья функция обращений – коммуникационная, заключается в следующем. Обращения граждан могут выступать средством коммуникации между государством и гражданами, служить своего рода каналом воздействия, с помощью которого граждане будут влиять на властные решения, участвовать в процессе их принятия.

Но не стоит путать данную функцию с уже рассмотренной нами ранее информационной. Так как в последняя предполагает, что институт обращений используется государственным аппаратом для получения необходимой ему информации, тогда как самому гражданину по сути дела безразлично почерпнёт ли государство из его обращения нужную для своей работы информацию или же нет.

В случае же с коммуникационной функцией власть получает именно ту информацию, которую граждане хотят до неё донести.

Однако не будем подробно останавливаться на этом вопросе, поскольку ещё само научное сообщество не выработало окончательного и единообразного понимания коммуникационной функции обращений, и до сих пор немало тех кто настаивает на объединении её с более понятной и близкой информационной функцией.

Источник: https://www.stud24.ru/administrative-law/obrashheniya-grazhdan-pravovye-osnovy-znachenie/169349-493600-page1.html

Право обращения граждан в органы государственной власти

Виды обращений граждан в органы власти. Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения. Понятие и виды органов исполнительной власти

Каждый российский гражданин имеет право обращения во властные структуры с заявлениями, ходатайствами и жалобами. Это гарантирует эффективное и прямое взаимодействие между государством и его населением. Право обращения граждан в органы государственной власти за помощью закреплено положениями Конституции РФ и нормативами федерального законодательства.

Данное право предоставлено всем без исключения гражданам России, вне зависимости от их статуса — пола, возраста и социального положения. Любой гражданин РФ при необходимости может на безвозмездной основе обращаться в соответствующие структуры любой из ветвей власти: законодательную, исполнительную или судебную.

Все виды обращений населения в органы государственной власти можно условно разделить на следующие разновидности:

  • Заявления.
  • Предложения.
  • Жалобы.

Порядок обращения

Все виды официальных обращений населения, как к конкретному лицу, облечённому властными полномочиями, так и в государственные органы вообще, должны отвечать принятым стандартам.

В них должна быть указана следующая информация:

  • Наименование лица или органа, к которому обращается заявитель.
  • Фамилия и полные инициалы заявителя.
  • Почтовый адрес лица, подающего заявление. Юридический адрес (для юр.лица) или адрес проживания (для физ.лица).
  • Кратко, но предельно ясно описана суть обращения.
  • Дата подачи обращения и личная подпись заявителя.

Также к ходатайству может прилагаться дополнительная документация, способствующая раскрытию сути обращения или подтверждающая изложенные в нём факты. Это могут быть фото- видеоматериалы, официальные справки, свидетельские показания и т.д.

Порядок рассмотрения

Любое обращение граждан в органы государственной власти должно быть рассмотрено в обязательном порядке. В ответ на любую жалобу, заявление или предложение они должны обеспечить следующий порядок действий:

  • Оперативно, в установленные законом сроки, рассмотреть ходатайство, разобраться во всех проблемах и вопросах, касающихся существа дела.
  • При необходимости получения дополнительной информации, должны быть подготовлены и направлены соответствующие запросы в другие инстанции и организации.
  • В случае ущемления законных прав населения власти обязаны принять неотложные меры для пресечения противоправных действий и дальнейшей защиты заявителя от подобных посягательств.
  • После разбора ходатайства и принятия должных мер, заявителю отправляется письменный ответ в форме краткого отчёта по сути его проблемы.

Ответ на обращение высылается лично лицу-заявителю, за исключением следующих случаев:

  • Если в обращении не указан адрес проживания заявителя, его фамилия и инициалы.
  • Если весь текст ходатайства написан неразборчивым почерком.

Бывают случаи, когда ответы властных инстанций не устраивают заявителя, или недостаточно понятны ему. В этом случае он в письменном виде может потребовать разъяснений по существу вопроса.

Должностные лица, в свою очередь могут прекратить переписку с гражданином только в том случае, если все ответы на поставленные вопросы были даны повторно.

При этом уведомить гражданина об окончании переписки они должны также в письменной форме.

Согласно установленному нормативными актами порядку, любое обращение граждан в органы государственной власти обязаны быть рассмотрены в течение одного календарного месяца. Отчёт срока начинается с момента регистрации ходатайства в секретариате (приёмной, судебной экспедиции, дежурной части) соответствующей госструктуры.

В отельных случаях, когда с разбором заявления возникают сложности, данный срок может быть увеличен ещё на месяц. При этом лицу-заявителю отправляется официальное уведомление о продлении сроков рассмотрения.

Обратиться с заявлением к должностному лицу можно также в устной форме. Для этого следует использовать часы, отведённые для личного приёма граждан.

В этом случае ходатайство регистрируется в определённой законом форме и обладает той же юридической силой, что и письменное заявление.

При нарушении временных сроков, отведённых законом на рассмотрение заявлений, и неправомочных затягиваний разбирательства, гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции или надзорные органы.

Порой бездействие власть предержащих лиц, или их непрофессиональные действия становятся причиной понесённых гражданином материальных убытков или морального ущерба.

В этом случае заявитель имеет законное право обращения в судебные органы с требованием возмещения ему всех убытков и назначения моральной компенсации.

Компетенция различных госорганов

Для своевременного рассмотрения заявления и адекватного решения возникшего вопроса, при его подаче нужно учитывать правовые полномочия того или иного властного органа.

Все государственные институты и службы обладают индивидуальными, чётко прописанными полномочиями и обязанностями. Грубо говоря, отдел МВД не компетентен в вопросах медицинской сферы, а органы здравоохранения – в проблемах пенсионного обеспечения.

Но на деле существует множество вопросов, находящихся в «пограничных зонах», на стыках властных полномочий.

В этом случае лицо-заявитель, незнакомое со всеми тонкостями чиновничьего делопроизводства может стать заложником ситуации, когда тот или иной орган власти отказывается принимать заявление.

При этом чиновники могут ссылаться на целый ряд существующих должностных инструкций и нормативных актов, всегда обращая их в одну сторону – в свою пользу, чтобы не заниматься проблемами данного гражданина. Причиной этому является недостаточная чёткость и однозначность современных нормативов.

В итоге часто попытки решить насущную проблему превращаются в безрезультатное хождение по инстанциям.

Обращение за помощью к профессиональным юристам поможет избежать подобных неприятностей.

Специалист, по роду своей деятельности обладающий необходимыми познаниями, сможет правильно определить государственный орган, обязанный заниматься именно вашей проблемой.

Также он сможет оказать консультацию относительно правильного составления заявления или жалобы, грамотно и лаконично раскрыть в ней суть проблемы. Всё это станет залогом скорейшего рассмотрения заявления, и принятия адекватных мер представителями власти.

В случае же неисполнения чиновничьим аппаратом своих прямых обязанностей – помощи гражданину в решении конкретного вопроса, — юрист сможет сдвинуть дело с мёртвой точки, составив и подав правильную жалобу об их бездействии.

Органы государственной власти РФ

Источник: https://myjus.ru/konstitucionnoe-pravo/obrashhenie-grazhdan-v-organy-gosudarstvennoj-vlasti/

Особенности обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления

Виды обращений граждан в органы власти. Обращения граждан: понятие, виды, порядок рассмотрения. Понятие и виды органов исполнительной власти

Один из основных поводов обращения граждан в органы государственной власти связан с жалобами на условия проживания. Здесь есть два типа претензий: к городской инфраструктуре и к обслуживанию многоэтажных домов.

Во втором случае непосредственно затрагивается работа управляющих организаций, представителям которых необходимо знать о том, как по ФЗ ведется работа с обращениями граждан.

Один из основных поводов обращения граждан в органы государственной власти связан с жалобами на условия проживания. Здесь есть два типа претензий: к городской инфраструктуре и к обслуживанию многоэтажных домов.

Во втором случае непосредственно затрагивается работа управляющих организаций, представителям которых необходимо знать о том, как по ФЗ ведется работа с обращениями граждан.

Что называется обращением гражданина

Что называется обращением гражданина

Под обращениями понимаются жалобы, заявления и предложения, которые люди направляют органам власти на федеральном и местном уровне, а также определенным чиновникам. Способы их подачи могут быть разные:

– бумажный;

– электронный;

– устный.

По значимости все эти варианты совершенно одинаковы. Если человек хочет обратиться устно, то представители органа власти фиксируют суть его обращения, после чего оно поступает в обработку в общем порядке.

Простые вопросы могут решаться и без такой фиксации путем отдачи немедленных распоряжений. Устный порядок обращения граждан в органы местного самоуправления предполагает как личный визит гражданина, так и телефонный звонок. Ключевым законом по работе с обращениями граждан является 59-ФЗ.

Его приняли в 2006 году, и последний раз вносили корректировки в конце 2017 года.

На какие виды делятся обращения граждан

Для обращений населения есть несколько классифицирующих признаков.

1. Форма. Об этом уже говорилось выше. Форма подачи обращения может быть устной, письменной или электронной.

2. . Здесь обращения делятся на три вида:

– жалоба. Она подается, если гражданин считает, что его права и свободы были нарушены;

– заявление. Такой вид обращения граждан может использоваться при решении различных задач. В заявлении человек может рассказать о замеченных нарушениях в деятельности управляющей компании, отметить неудовлетворительную работу отдельных должностных лиц и попросить защиты законных прав (собственных или других людей);

– предложение. Этот вид позволяет гражданам рекомендовать властям направления корректировки законов и правил работы с населением.

3. Субъект. Чаще всего граждане обращаются во властные органы индивидуально, хотя периодически подаются и коллективные обращения. Второй вариант дает значительно больший эффект.

Для УК, мониторящих настроения обслуживаемых граждан, коллективные обращения обычно не становятся сюрпризами, так как им предшествует собрание жильцов и иные подготовительные действия. При этом нужно понимать, что юридических различий между индивидуальными и коллективными обращениями не существует.

Они рассматриваются в одинаковом порядке. В законодательстве не устанавливается ограничений о том, какие требования должны направляться коллективно, а какие индивидуально.

4. Адресат. Этот классифицирующий признак мы тоже упоминали. Получателем обращения может становиться орган власти на федеральном или местном уровне, а также конкретный чиновник.

Кто занимается рассмотрением предложений

В ФЗ о работе с обращениями граждан есть вполне четкий регламент их приема и обработки. Жалобы и заявления направляются тем подразделениям или чиновникам, которые компетентны решать поставленные вопросы.

По закону рассмотрение обращений представителями власти должно быть объективным, всесторонним и своевременным. В некоторых случаях к процессу привлекается сам автор сообщения.

При работе с обращениями граждан у управляющей компании могут попросить пояснений или предоставления документации.

В какие сроки рассматриваются обращения?

На обработку письменного обращения граждан в органы местного самоуправления по закону дается 30 дней. Началом отсчета этого срока является момент регистрации поданного сообщения. Насколько быстро будет зарегистрировано входящее обращение – зависит от темпов работы канцелярии и загруженности учреждения. На регистрационную процедуру дается 3 дня.

Получается, что в стандартном случае максимальная продолжительность обработки жалобы или заявления составляет 33 дня.

Дополнительное продление возможно в случае, если рассматривающему обращение органу или чиновнику приходится перенаправлять документы. Из-за этого процедура растягивается еще на 10 дней.

В течение 7 дней происходит сам процесс перенаправления, а затем бумаги регистрируются в другой инстанции (на это нужно еще 3 дня).

В исключительных ситуациях рассмотрение обращения может быть продлено еще на 30 дней. Это возможно только в тех случаях, когда вопрос действительно не поддается решению за стандартный срок. Ответственные за работу с обращениями граждан по ФЗ должны обосновать необходимость продления срока и направить заявителю соответствующее уведомление.

Обобщим информацию относительно сроков:

– в стандартном случае они составляют 33 дня, если бумаги не пересылаются по инстанциям, не производится запросов информации и других требующих времени процедур.

Сюда нужно прибавить несколько дней, в течение которых ответ доставляется по почте.

Для электронных обращений поправка на работу почтовых служб не делается, но здесь затянуть процесс может канцелярия, обрабатывающая в течение 2-3 дней уже готовый ответ;

– максимальный срок – 73 дня, но только при наличии оснований.

Во многих случаях ответ граждане получают до истечения 33-дневного срока. Управляющим компаниям не нужно рассчитывать на максимальную продолжительность рассмотрения. При наличии реальных проблем лучше устранить их в течение 1-2 недель, чтобы к моменту принятия решения властным органом никаких поводов для предъявления претензий не оставалось.

Особенности очных обращений

В местной администрации обязательно ведется прием граждан, у которых имеется желание лично поговорить с представителями власти. Для таких приемов разрабатывается специальный режим. Обычно людей принимают в определенный день недели и в конкретные часы.

Это дает управляющим компаниям некоторое преимущество – недовольный потребитель чаще всего не имеет возможности немедленно отправиться к чиновнику и рассказать о проблемах. Запас времени до следующего приемного дня зачастую позволяет устранить недостатки и снять напряженность. Впрочем, это работает только в том случае, если УК в курсе намерений жильцов.

Личные обращения граждан в органы местного самоуправления регистрируются в том же порядке, что и поданные письменно или в электронном виде. Несложный вопрос может быть решен на месте, но запись о нем в журнале все равно останется. В этом случае будет сделана пометка об устранении проблемы.

Личное обращение, как и любое другое, не может быть анонимным (если только оно не касается требующей немедленного вмешательства ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей). Если гражданин придет на прием без подтверждающих личность документов, то его сообщение может быть проигнорировано.

Особенности обращений граждан в органы государственной власти

Нередко жильцы обращаются не только в местную администрацию, но и в другие органы.

Здесь работает следующее соображение – если в одном месте сообщение оставят без должного внимания, то есть шанс на его соответствующее рассмотрение в другой инстанции.

Когда речь идет о жалобах на работу УК, они помимо органов местного самоуправления могут поступать в прокуратуру, Госжилинспекцию и Роспотребнадзор.

На исход дела обращение сразу в несколько инстанций не влияет, хотя это и может доставить управляющей организации дополнительное беспокойство. Например, та же прокуратура на практике перенаправляет обращения, касающиеся нарушений правил управления МКД в ГЖИ с пометкой об изучении представленных гражданами материалов.

Некоторые жильцы не останавливаются на местной администрации, прокуратуре и Госжилинспекции, и при получении от этих органов не устраивающего их ответа обращаются в суд. Исход дальнейшего разбирательства зависит от ситуации.

Если проблема надумана, то потребителю будет отказано в удовлетворении иска, а также от него потребуют уплаты судебных расходов. УК никаких особенных издержек не понесет, хотя ей и придется потратить время на посещение суда.

Если жилец сразу пойдет в суд, то даже при справедливости его претензий обращение с большой вероятностью будет оставлено без рассмотрения. В законодательстве не предусматривается обязательная досудебная форма урегулирования конфликтов с управляющими компаниями, однако в судебных органах из-за их загруженности обычно придерживаются именно такой позиции.

Источник: https://www.gkh.ru/article/101784-rassmotrenie-organami-mestnogo-samoupravleniya-obrashcheniy-grajdan

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59ce088d9b403c8aa4ae8005/osobennosti-obrasceniia-grajdan-v-organy-gosudarstvennoi-vlasti-i-mestnogo-samoupravleniia--5b23ce78cab1d800a90f3b53

Юрист и закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: