Условия ст 95 закона 44 фз. Юридическая консультация. Порядок расторжения контракта

Содержание
  1. Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски
  2. Условия 
  3. Риски 
  4. Условия
  5. Расторжение контракта по 44-ФЗ – случаи и порядок
  6. Расторжение контракта по соглашению сторон
  7. Расторжение контракта в одностороннем порядке
  8. Расторжение контракта в судебном порядке
  9. Изменение и расторжение контракта по статье 95 44-ФЗ
  10. Изменение ставки НДС
  11. Расторжение и отказ
  12. Экспертиза
  13. Ответственность
  14. Расторжение контракта по 44-ФЗ | Контур.Закупки
  15. Расторжение контракта по решению суда
  16. Одностороннее расторжение
  17. Как действует заказчик при расторжении в одностороннем порядке
  18. Досрочное одностороннее расторжение
  19. Допустимые основания для одностороннего расторжения
  20. Вывод
  21. Изменение условий и расторжение государственного контракта на основании статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ
  22. Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ
  23. Одностороннее расторжение государственного контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика
  24. Расторжение контракта по инициативе исполнителя
  25. Частичное расторжение контракта

Как расторгнуть контракт по 44‑ФЗ: условия и риски

Условия ст 95 закона 44 фз. Юридическая консультация. Порядок расторжения контракта

Статья актуальна на 7 июля 2020

Госконтракт можно расторгнуть, если одна из сторон не соблюдает его условия. Кто и когда может это сделать и в каких случаях у поставщика есть риск попасть в РНП?

В законе о госзакупках есть четыре основания для того, чтобы расторгнуть контракт (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ):

  • по соглашению сторон, 
  • по инициативе заказчика, 
  • по инициативе поставщика,
  • по решению суда.

Если условия расторжения не описаны в 44-ФЗ, стороны руководствуются Гражданским кодексом. Посмотрим на условия и риски каждого из способов. 

Условия 

Стороны могут расторгнуть контракт, если у них нет претензий друг к другу. Эта возможность прописана в 44-ФЗ, ее необязательно указывать в контракте. Есть разные ситуации, когда стороны  расторгают контракт по взаимному соглашению, например: 

  • Поставщик не может исполнить контракт по независящим от него причинам (истек срок контракта, а заказчик выбрал не весь товар).
  • У заказчика нет необходимости в поставке товара, и поставщик согласен расторгнуть контракт, не требуя от заказчика возмещать ущерб. 
  • Невозможно выполнить контракт из-за форс-мажора (наводнение, войны, забастовки, санкции, пандемия и т.д.). 

Стороны оформляют расторжение в виде дополнительного соглашения к контракту в той же форме, что и контракт: бумажной или электронной. В документе прописывают:  

  • реквизиты сторон,
  • причины расторжения, 
  • количество уже поставленного и оплаченного товара, 
  • сроки возврата аванса или обеспечения (при необходимости),
  • отсутствие претензий. 

Контракт нельзя расторгнуть частично. Это подтверждает Минэкономразвития России в письме от 16.01.2017 № Д28и-130. Если товар поставлен не в полном объеме, то заказчик принимает и оплачивает его фактически поставленное количество.   

Больница заключила контракт на поставку медикаментов в несколько этапов.

В определенный момент заказчик отказался принимать товар, сославшись на его переизбыток на складе, и предложил поставщику расторгнуть контракт в одностороннем порядке.

Требовать это от поставщика заказчик не имеет права. Он должен или продолжить исполнение контракта, или расторгнуть по соглашению весь контракт и оплатить выполненный объем работ. 

В 2019 году по соглашению сторон расторгли 674 контракта на 1,3 трлн рублей — это 98 % от общего количества расторгнутых контрактов. Около 2 % договоров расторгли в одностороннем порядке и всего 0,13 % — по решению суда. Это статистика Минфина.

Риски 

Если  стороны расторгли контракт по соглашению, поставщик не попадет в РНП. Но если в соглашении не прописать, «что обязательства сторон прекращаются, в том числе в части несения ответственности», заказчик сможет взыскать неустойки в любое время, пока не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 196 ГК). 

Условия

Поставщик может отказаться исполнять контракт, если такая возможность указана в контракте, а его права нарушены. Он также в течение трех дней уведомляет заказчика о своем решении. Если заказчик за десять дней не устранил нарушения, решение вступает в силу (ч. 21 ст. 95 44-ФЗ). 

Причины для расторжения контракта должны быть существенными, например:

  • заказчик необоснованно отказывается принимать товар или оплачивать выполненные работы,
  • обстоятельства непреодолимой силы.

Также можно расторгнуть контракт в связи с существенным изменением обстоятельств. Но согласно  формулировке из ГК, эти обстоятельства должны измениться настолько, что «если  стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях».

Как и заказчик, поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб. Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта или закупку партии товара у производителя (ст. 451 ГК РФ).  

Расторжение контракта по 44-ФЗ – случаи и порядок

Условия ст 95 закона 44 фз. Юридическая консультация. Порядок расторжения контракта

Порядок расторжения контракта, заключенного на основании норм Федерального закона №44, регламентируется статьей 95 этого закона.

Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее будет использоваться общепринятое сокращение –  ГК РФ).

Существует три ситуации, в которых возможно расторжение: в одностороннем порядке, в судебном порядке или по соглашению сторон. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.

Расторжение контракта по соглашению сторон

Такая возможность определена в части 8 статьи 95 Федерального закона №44. Однако о самой процедуре и механизме ее осуществления ничего не сказано. Для того чтобы разобраться в деталях, нужно обращаться к ГК РФ. 

В части 1 статьи 450 ГК РФ четко указано, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусматривается по умолчанию, даже если в тексте документа не прописано соответствующего пункта.

В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке.

Таким образом, все ссылки заказчика на то, что разорвать контракт нельзя из-за того что в нем нет указания на возможность это сделать – совершенно неправомерны.

Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они наступили раньше, то стороны и вовсе не заключали бы контракта.

На практике это чаще всего бывают непредвиденные обстоятельства (например, изменение доведенные бюджетных лимитов у заказчика, невозможность завершить поставку товара поставщиком, так как он снят с производства) или форс-мажор.

Как бы там ни было, если стороны действительно решили по соглашению расторгнуть контракт, то этот пункт не будет служить для них препятствием. Существенность обстоятельств – довольно субъективный критерий.

Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию – это о том, чтобы оно было оформлено документально. Данное требование установлено в статье 452 ГК РФ.

Кроме того, на основании статьи 103 Федерального закона №44 в трехдневный срок после заключения соглашения заказчик должен внести информацию в реестр контрактов в ЕИС.

Подробнее про процедуру вы можете почитать в отдельной статье.

Что влечет за собой расторжение контракта по соглашению сторон.

Согласно нормам статьи 453 ГК РФ единственное последствие для сторон, наступающее после того как контракт расторгнут – это прекращение взаимных обязательств. Заказчик не вправе внести информацию о бывшем партнере в реестр недобросовестных поставщиков.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке предусмотрена частью 8 статьи 95 Федерального закона №44, при условии что соответствующая информация была внесена в контракт во время его заключения. В противном случае расторгать контракт придется в судебном порядке. 

Инициатором расторжения может выступить любая из сторон в случаях, определенных ГК РФ. Механизм для них будет примерно одинаковым (определен статьей 95 Федерального закона №44). Во-первых, нужно известить партнера о намерении разорвать контракт.

Делается это любым способом, главное – чтобы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о вручении телеграммы или отчет о прочтении по электронном почте).

С момента получения стороной-ответчиком уведомления начинается десятидневный срок, в течение которого “провинившаяся” сторона может исправить свои ошибки (если нарушение допущено впервые).

Если стороны не намерены продолжать сотрудничества, то до момента расторжения они должны “рассчитаться” за частично исполненные обязательства. Например, если поставщик уже передал часто товара заказчику и он его принял, то должна быть произведена оплата, пропорционально исполненным обязательствам. То же самое касается выполненных работ/оказанных услуг. 

В случае, если поставщик некачественно исполняет обязательства по контракту и заказчиком проведена соответствующая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар/оказать услугу/выполнить работу так, как это предусмотрено контрактом, но и компенсировать расходы на проведенную экспертизу.

Подробнее про процедуру и алгоритм действий читайте здесь.

По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия

ПричинаЧем регламентируется
1Несвоевременная оплата заказчиком оказанных услуг/поставленного товара/выполненных работ. Просрочки должны быть зафиксированы два и более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ
2Немотивированный отказ заказчика от приемки товара/работ/услуг. Должен быть зафиксирован два или более разПункт 3 статья 523 ГК РФ
3Преднамеренное создание заказчиком обстоятельств, препятствующих исполнению контакта (например, не предоставление материалов)Пункт 1 статья 719 ГК РФ
4Поставщик вправе требовать увеличение цены контракта, если материалы стали существенно дороже по независящим от него обстоятельствам. Если заказчик отказывается от увеличения, то возможно расторжение контракта в одностороннем порядке.Пункт 6 статья 709 ГК РФ

Повод для одностороннего отказа от контракта может быть и у заказчиков

Причина Чем регламентируется
1Поставка товаров/оказание услуг/выполнение работ ненадлежащего качества. Этот факт должен быть зафиксирован независимыми экспертами.Пункт 2 статья 523 ГК РФ
2Поставка товара в неполной комплектации в случае, при условии отказа поставщика исправить свою ошибку.Пункт 2 статья 480 ГК РФ
3Нарушение сроков поставки, зафиксированное не меньше двух раз.Пункт 2 статья 523 ГК РФ
4Подрядчик/исполнитель по неустановленным причинам не приступает к выполнению работ/оказанию услуг в срок или нарушает график.Пункты 2,3 статья 715 ГК РФ
5Неустранение недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности.Пункт 3 статья 723 ГК РФ
6Если заказчик во время исполнения контракта выяснил, что поставщик/подрядчик/исполнитель не соответствует требованиям, установленным документацией и Федеральным законом №44.Пункт 15 статья 95 Федерального закона №44
7Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации

Что влечет за собой расторжение контракта в одностороннем порядке

Тут, конечно, законодательство несколько несправедливо. Штрафные санкции, предусмотренные контрактом, накладываются на обе стороны. А вот в реестр недобросовестных поставщиков при нарушении закона попадает только одна сторона – не сложно догадаться какая. Реестра недобросовестных заказчиков, увы, не существует. Хотя для многих он мог бы быть полезен.

Расторжение контракта в судебном порядке

Контракт разрывают через суд в случае, если возможность одностороннего расторжения не предусмотрена в тексте контракта, а также если стороны не могут придти к обоюдному согласию. 

Что влечет за собой расторжение контракта через суд. Если суд принял решение о расторжении контракта по вине поставщика/подрядчика/исполнителя, то данные о нем наверняка будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков. Также стоит приготовиться к оплате судебных издержек и штрафных санкций. 

Если виноватым оказался заказчик, то все оплатит (в том числе и предусмотренный контрактом штраф) он.

Как избежать нежелательных последствий при расторжении контракта

Главное правило, которое поможет избежать расторжения контракта со стороны поставщика – заключать его только тогда, когда уверен в своих силах. И, естественно, внимательно читать все условия перед подписанием. 

Если расторжение все же неизбежно, то всегда нужно стараться договариваться! Согласие между сторонами – идеальный вариант, который поможет избежать лишней волокиты и нежелательных последствий. 

И, конечно же, если заказчик расторгнул контракт без вашего желания и без веских причин, определенных законом, то не стоит отчаиваться. Свои права всегда можно отстоять в суде.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/76-rastorzhenie-kontrakta-po-44-fz-sluchai-i-poryadok

Изменение и расторжение контракта по статье 95 44-ФЗ

Условия ст 95 закона 44 фз. Юридическая консультация. Порядок расторжения контракта

Существенные условия контракта — это те условия, которые прямо закреплены законом как обязательные. Гражданским кодексом к ним отнесены положения о предмете сделки, а также иных условиях, которые указаны в законе или иных НПА как обязательные.

Исходя из содержания отдельных положений 44-ФЗ, к существенным условиям также относятся:

  • цена контракта в целом и каждого отдельного этапа, если предусмотрено поэтапное исполнение обязательств;
  • ответственность заказчика и поставщика;
  • порядок и срок оплаты и приёмки ТРУ, а также гарантийных обязательств, если заказчик выдвинул требования о гарантии;
  • регулирование объёмов и срока возврата обеспечения, если таковое предусмотрено договором;
  • предоставление нового обеспечения исполнения в случае если у первоначального банка будет отозвана лицензия на осуществление деятельности;
  • в случае если обязательные платежи, связанные с исполнением, в соответствующие бюджеты уплачивает заказчик — положение об уменьшении суммы, которая подлежит уплате в равном размере.

Согласно положениям 459-ФЗ, с 01.01.2020 заказчики обязаны вносить в контракт условие о казначейском назначении средств, а иногда в том числе и о казначейском исполнении обязательств, если они получают средства из федерального бюджета на реализацию своих нужд.

Несмотря на то, что по общему правилу изменение существенных условий контракта не представляется возможным, ст. 95 44-ФЗ предусматривает некоторые условия, по которым заказчик вправе изменить договор:

  • снижение цены при неизменном количестве, качестве и иных условиях ТРУ. Это должно быть прописано в документации и госконтракте, либо в договоре, если речь о закупке у единственного поставщика;
  • изменяется количество ТРУ, при этом пропорционально корректируется и цена. При этом предел изменений — 10% и не должно быть дополнения новыми позициями;
  • ввиду обстоятельств непреодолимой силы одной из сторон невозможно дальнейшее исполнение обязательств, в связи с чем изменяются условия контракта. Такие поправки можно внести в случае, если контракт заключён на срок не менее трёх лет для обеспечения региональных или федеральных нужд, на суммы, не превышающие указанных в п. 1 Постановления Правительства № 1186. Внесение изменений возможно только на основании решения соответствующего органа;
  • изменяются согласно законодательству тарифы (цены) на предмет контракта;
  • снижаются лимиты бюджетных обязательств заказчика. Изменения вносятся путём заключения дополнительного соглашения. Корректировки, связанные со спецификацией контракта в части сокращения ТРУ, осуществляются в соответствии с Постановлением Правительства № 1090;
  • изменяется цена договора на лечение гражданина РФ за пределами страны, заключённого с иностранной организацией. Такая возможность изначально должна быть предусмотрена договором. Поправки вносятся в соответствии с медицинскими показаниями;
  • изменение контракта, подписанного на основании п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 44-ФЗ с единственным поставщиком.

В остальных случаях изменение существенных условий не допускается.

Изменение ставки НДС

Ввиду изменений НДС с 01.01.2020 с 18 до 20% закон предусматривает изменение цены госконтракта в обозначенные сроки его исполнения по соглашению сторон в пределах возросшей ставки НДС при соответствии ситуации следующим условиям:

  • контракт заключён до 01.01.2020;
  • при обосновании НМЦК, а также иными условиями контракта увеличенная ставка не предусмотрена;
  • приёмка и оплата ТРУ производится после 01.01.2020.

Таким образом в 2020 участники госзакупок получили новую возможность для изменения существенных условий заключённого контракта.

Ст. 95 44-ФЗ предусматривает возможность поставки предмета соглашения, отличного от прописанного в контракте, в случае, если он превосходит по характеристикам тот, что был заявлен изначально.

При этом цена единицы ТРУ и стоимость контракта в целом изменению не подлежат. А также невозможно изменить таким образом страну происхождения товара.

Изменения возможно производить только на этапе исполнения. Во время заключения такие поправки недопустимы.

В случае если поставщик заведомо знает, что не сможет поставить необходимый товар, но при этом всё равно заключает контракт, он подлежит административной ответственности по ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ. Это же касается и заказчика, в случае, если он также был осведомлен об этом и заключал контракт с целью изменить его предмет в дальнейшем.

Изменение товара в лучшую сторону допустимо лишь в отношении обозначенных в контракте характеристик.

Таким образом, если новый товар отличается от изначального в лучшую сторону, например, габаритами, но в контракте изначально габариты не закреплены как характеристика товара, а по остальным характеристикам товары равны, изменение предмета контракта недопустимо, так как не соблюдается условие об улучшении характеристик.

Важно, что и прочие параметры при этом также не должны меняться в худшую сторону.

То есть если изначально вы заказываете принтер, печатающий со скоростью 15 страниц в минуту, но имеющий и цветную, и чёрно-белую печать, а исполнитель предлагает заменить его на устройство со скоростью 20 страниц в секунду, но только с чёрно-белой печатью, то, в случае, если условие о возможность цветной печати было указано в контракте, изменение предмета невозможно.

А также изменить предмет контракта нельзя, если в отношении предмета закупки действует нормативно-правовой акт, определяющий его обязательные характеристики для осуществления госзакупок, за которые заказчик не имеет права выходить.

Расторжение и отказ

Положения ст. 95 44-ФЗ предусматривают расторжение контракта в порядке одностороннего отказа, в судебном порядке или по соглашению сторон.

При условии, что это было предусмотрено договором, заказчик может отказаться от контракта в одностороннем порядке в соответствии с положениями ГК РФ о некоторых видах обязательств. В течение трёх дней после отказа решение об этом должно быть размещено в ЕИС, а также направлено исполнителю.

При этом если исполнитель добросовестно исполнил свои обязательства, заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на то существенной причины. Таким образом, исполнители защищены от ситуаций, при которых заказчик мог бы отказаться от оплаты качественно оказанных работ или услуг, либо товара, поставленного в соответствии с требованиями контракта.

Существует перечень случаев, в которых заказчик обязан отказаться от контракта:

  • предоставление поставщиком недостоверной информации о товаре, в частности, если это позволило ему стать победителем торгов;
  • инвестиционное производство предмета заключённого контракта было освоено, создано или модернизировано на территории РФ.

Если расторжение контракта производится в связи с ненадлежащим поведением исполнителя, он вносится в реестр недобросовестных поставщиков.

Поставщик также имеет право на односторонний отказ.

В случае расторжения договора в одностороннем порядке, другая сторона должна быть немедленно уведомлена об этом с указанием причины. Если в течение 10 дней нарушения будут устранены, решение о расторжении подлежит отмене. Если нарушения устранены не были, решение о расторжении договора вступает в силу. Таким образом, контракт считается расторгнутым через десять дней после принятия решения.

Причиной расторжения договора может быть существенное нарушение условий. Например, поставка товара с грубыми несоответствиями или задержка сроков, повлёкшая существенные убытки одной из сторон (речь может идти как о задержке поставки, так и о задержке приёмки).

Обязательным условием расторжения договора наличие в заключённом договоре мер ответственности для виновной стороны. Таким образом пострадавший от недобросовестности контрагента может рассчитывать на возмещение ущерба.

После принятия решения о расторжении контракта заказчиком в одностороннем порядке и надлежащего уведомления поставщика у последнего есть 10 дней на исправление нарушений, после чего договор будет расторгнут, а сведения об исполнителе будут внесены в РНП.

Экспертиза

Заказчик имеет право производить экспертизу в отношении результатов исполнения контракта. Если по результатам экспертизы окажется, что ТРУ не соответствуют условиям контракта, заказчик может отказаться от исполнения своих обязательств в одностороннем порядке.

Закон не предусматривает, каким образом должна проводиться проверка в конкретном случае.

Предполагается, что экспертиза может быть как сплошной, то есть касаться всего объёма поставки, так и выборочной, то есть результаты проверки части товара будут распространяться на всю партию.

А также проверяется не только само качество, но и при необходимости — комплектность, соответствие ГОСТам, ТУ, регламентам.

Проверяется в том числе и подлинность предоставляемых поставщиком сопутствующих документов.

Некоторые предметы поставок могут быть корректно оценены только после их окончательной реализации (например, топливо). В таком случае эксперт имеет право опираться на отзывы потребителей.

Ответственность

В случае расторжения контракта по вине поставщика, он вносится в реестр недобросовестных поставщиков. Также заказчик имеет право взыскать с него неустойку и подать в суд на возмещение ущерба, причинённого ненадлежащим исполнением обязательств.

Причём взыскать неустойку заказчик может и в случае расторжения договора по соглашению сторон, если в соглашении не было прописано, что обязательства сторон в части несения ответственности также прекращаются. Впрочем, это можно отнести и к поставщику.

Поставщик может потребовать возмещения ущерба, причинённого отказом от контракта, в случае, если отказ произошёл не из-за его ненадлежащего исполнения обязательств. В соответствии со ст. 451 ГК РФ, он также может требовать возмещения средств, затраченных на приобретение партии товара, а также возмещение банковской гарантии.

Решение данных вопросов производится в порядке арбитражного судопроизводства. Также для привлечения к ответственности можно обратиться в ФАС для применения к виновному соответствующих взысканий.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://tendr.guru/44-fz/izmenenie-i-rastorzhenie-kontrakta-po-state-95-44-fz

Расторжение контракта по 44-ФЗ | Контур.Закупки

Условия ст 95 закона 44 фз. Юридическая консультация. Порядок расторжения контракта

В соответствии с ч. 8. ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Для всех вариантов существуют свои условия и факторы риска.

Расторжение контракта по решению суда

В первую очередь необходимо отправить претензию поставщику до обращения в суд. Если вам ответили отказом или вообще не ответили в положенный срок, смело подавайте иск.

В суде потребуется доказывать, что партнёр нарушил свои обязательства, а значит, у вас есть основания, чтобы расторгнуть контракт.

Контракт считается расторгнутым не раньше, чем решение суда вступит в силу.

Как правило, данный метод применяется, когда заказчик и поставщик не могут урегулировать спорные вопросы в досудебном порядке. В обязательном порядке нужна претензия от одного из партнёров к другому, обычно к поставщику от заказчика.

Если этого оказалось недостаточно для решения вопросов, то есть повод подавать в арбитражный суд. Помимо расторжения контракта, суд изучит все связанные с ним обстоятельства, установит долю вины и соответствующую сумму неустойки. Контракт перестанет действовать, как только вступит в силу решение суда.

Одностороннее расторжение

Разорвать договор в одностороннем порядке допустимо по любой из причин, прописанных в ГК РФ, если это условие было предусмотрено при составлении контракта. Но эта процедура может привести к последствиям, нежелательным как для поставщика, так и для заказчика.

Заказчик вправе разорвать контракт в одностороннем порядке, если поставщик:

  • поставляет товар (исполняет работу, оказывает услугу), не соответствующие прописанным в контракте критериям (См. также “Как заказчику защититься от покупки некачественного товара“)
  • серьёзно нарушил сроки (к примеру, исполнитель не приступил к ремонтным работам в заявленные начальные сроки, и заказчику становится ясно, что за остаток положенного срока закончить эти работы невозможно)
  • выполняет свои обязанности так, что явно не сможет уложиться в заявленный срок
  • вообще не начал выполнять работы, поставлять товары или оказывать услуги
  • серьёзно нарушил технологию
  • не приложил необходимые сопроводительные документы

Как действует заказчик при расторжении в одностороннем порядке

В первую очередь заказчику необходимо принять решение об одностороннем расторжении контракта и оформить соответствующий документ. Затем он должен разместить данное решение в ЕИС.

Уведомить поставщика необходимо в течение трёх дней с момента публикации решения в системе. Для этого используются все доступные каналы — почта России, электронная почта, курьерская служба.

Теперь нужно ждать, когда уведомление достигнет поставщика. Уведомление считается полученным мгновенно, когда оно передаётся непосредственно на руки, а в остальных случаях по истечении 30 дней с момента публикации решения в ЕИС.

Получив уведомление, поставщик обязан устранить проблему в десятидневный срок. Если он действительно это сделал, то заказчику полагается отменить своё решение. Контракт будет расторгнут, если же нарушения не устранены.

Досрочное одностороннее расторжение

Если появились необходимые основания, инициировать одностороннее расторжение могут обе стороны контракта.

Для этого крайне необходимо иметь на руках доказательства того, что вторая сторона нарушила обязательства, проинформировать её о своём намерении, а после следовать порядку одностороннего расторжения контракта, предписанному законом.

Досрочное одностороннее расторжение не остаётся без последствий как для поставщика, так и для заказчика.

Что получит заказчик:

  • невозможность получить предмет контракта
  • бесполезная потеря ресурсов и времени
  • возможность взыскания с партнёра убытков, которые понёс из-за одностороннего расторжения контракта (они подтверждаются в арбитражном суде)

Что будет с поставщиком:

Заказчик должен разорвать контракт, когда поставщик или его товар не отвечают требованиям, указанным в закупочной документации и в договоре. Кроме того, заказчик будет обязан разорвать контракт, если он откажется от его выполнения в одностороннем порядке, когда товар окажется неподходящим по условиям.

Допустимые основания для одностороннего расторжения

К законным основаниям относятся:

  • дефекты товара, устранять которые либо долго и затратно, либо невозможно в принципе
  • поставщик отказался доукомплектовать товар в адекватный срок
  • регулярно срываются сроки поставки товара
  • строительные и ремонтные работы проводятся с нарушением соответствующих технологий
  • строительство с нарушенным СНИП
  • в строительстве и ремонте применяются материалы и техника плохого качества

К примеру, подрядчик сорвал срок выполнения договора. Заказчик в одностороннем порядке разорвал договор и направил в ФАС информацию о поставщике.

При этом у поставщика нашлись доказательства, это заказчик виновен в просрочке, так как он не выполнил свои обязательства — не обеспечил подключение к источникам электроснабжения, в связи с чем поставщик не смог уложиться в срок (у поставщика есть письменные подтверждения многократных просьб к заказчику дать возможность работать в соответствии с контрактом). ФАС не увидела законных оснований для внесения в Реестр недобросовестных поставщиков данных об этом поставщике.

Для максимального снижения рисков следует после заключения договора следить за ходом работ и фиксировать каждый факт хозяйственной деятельности.

Вывод

Государственный контракт можно расторгнуть. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/rastorzhenie-kontrakta-po-44-fz/

Изменение условий и расторжение государственного контракта на основании статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ

Условия ст 95 закона 44 фз. Юридическая консультация. Порядок расторжения контракта

Для того чтобы удовлетворить те или иные государственные нужды, заказчики обязаны проводить специальные процедуры закупок, на основании результатов которых подписывается специальный контракт, который выступает в качестве основания для удовлетворения тех или иных государственных нужд. Однако нередко возникают обстоятельства, по причине которых приходится изменять условия контракта или полностью его расторгать.

Каким образом должно происходить такое изменение в соответствии с условиями Федерального закона №44-ФЗ, а также что можно изменять из условий контракта?

Изменение условий контракта, заключенного в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ

Федеральный закон №44-ФЗ говорит о том, что лишь в некоторых случаях может быть осуществлено изменение ранее заключенного государственного контракта. Для того чтобы такое изменение было осуществлено, необходимо использовать статью 95 данного федерального закона.

В соответствии с положениями части 1 данной статьи изменение существенных условий государственного контракта не допускается. Однако если речь идет об обоюдном решении об изменении контракта, то статья 95 говорит о возможности такого изменения, но при соблюдении ряда условий:

  • изменение условий контракта, в том числе существенных, должно быть оформлено в виде специального дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами. В тексте такого дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на те нормы права, которыми руководствуются участники сделки при внесении изменений в действующие условия контракта;
  • изменение условий контракта возможно только в том случае, если речь идет об изменении объема поставляемых товаров либо выполняемых работ или оказываемых услуг в пределах не более десяти процентов, а осуществление такого изменения условий контракта происходит по инициативе государственного заказчика;
  • если речь идет об изменении цены контракта, которое осуществляется по инициативе одной из сторон соглашения, но при таком снижении цены не происходит ухудшение качества поставляемого товара либо объем выполняемых работ или оказываемых услуг;
  • произошло изменение цены контракта на основании соответствующей нормы действующего законодательства Российской Федерации, если речь идет о поставке товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию;
  • если речь идет о контракте, который заключен для обеспечения государственных нужд в лице федерального или регионального органа власти, а срок такого контракта составляет не менее трех лет, то изменение такого контракта возможно только в том случае, если цену контракта на предоставляемые по его условиям товары, услуги или работы невозможно оставить без изменений на весь срок действия такого контракта. Внесение изменений в такой контракт может быть осуществлено только на основании документального согласия высшего контролирующего органа в сфере осуществления государственных закупок федерального или регионального уровней власти;
  • если речь идет о внесении изменений в контракт в части стоимости такого контракта из-за уменьшения финансирования по используемой статье бюджетного финансирования при условии, что у государственного или муниципального заказчика было сокращено финансирование на основании положений Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Изменение сроков исполнения контракта возможно только в том случае, если по решению сторон принято решение, которое подтверждено документально в виде обоснования необходимости изменения такого срока.

В некоторых случаях изменение или расторжение государственного контракта происходит на основании положений статьи 450 Гражданского Кодекса. Однако использование данной статьи возможно только в том случае, если изменение заключенного государственного контракта происходит на основании специального судебного иска, который был подан одной из сторон, участвующих в контракте.

Одностороннее расторжение государственного контракта по 44-ФЗ по инициативе заказчика

Расторжение контракта может быть осуществлено в одностороннем порядке на основании решения либо заказчика, либо исполнителя. Для осуществления такой процедуры используется статья 95 Федерального Закона «О контрактной системе». Однако следует понимать, что и в том, и в другом случаях речь идет об обязательном подтверждении основания для расторжения любого контракта.

По инициативе государственного заказчика контракт может быть расторгнут в том случае, если сам заказчик подтверждает основания для такого расторжения, например, на основании результатов независимой экспертизы, которая была призвана для того, чтобы уточнить качество поставляемого товара либо оказываемых услуг, или выполняемых работ.

Если заказчик принял решение о расторжении контракта, в течение трех дней с момента принятия решения о расторжении он должен разместить свое решение в документальном виде в Единой информационной системе.

Кроме того, такое решение должно быть направлено исполнителю по контракту для того, чтобы уведомить его о принятом решении заказчика.

Направление возможно только в виде заказного письма с уведомлением и описью вложения либо телеграммой или посредством использования факсимильной связи.

Однако каждый из перечисленных способов должен отвечать главному требованию – предоставление информации о дате отправки и получения такого уведомления. Если указанные требования к вручению уведомления заказчиком выполнены в полном объеме, то это будет считаться надлежащим уведомлением.

Оспорить расторжение контракта в таком случае исполнитель сможет только в суде, если сможет доказать, что решение принято заказчиком необоснованно.

Расторгнуть контракт заказчик может в случае:

  • если выяснится, что сам исполнитель либо предоставляемый им товар или оказываемые услуги не соответствуют тем требованиям, которые были сформулированы в документации об осуществлении закупки;
  • производство товаров, оказание услуг или выполнение работ, которые должны быть осуществлены на основании заключенного государственного контракта, были осуществлены по итогам исполнения специального инвестиционного контракта, который в последующем был расторгнут;
  • расторгается государственный контракт, который был заключен в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ, то есть с использованием механизма закупки у единственного поставщика. Расторжение контракта в этом случае возможно в том случае, если поставщик не соответствует условиям данного пункта указанного федерального закона. Основными параметрами для такого расторжения следует рассматривать то, что поставщик не является юридическим лицом, либо исполнитель по контракту не находится в том регионе (не имеет юридического адреса), в котором производится закупка.

Общий порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:

  1. Принятие решения заказчиком о расторжении контракта и оформление такого решения в виде специального документа. Как правило, такое решение должно быть оформлено в виде специально подписанного протокола заседания совета специально уполномоченных лиц на принятие ключевых решений по заключенным контрактам.
  2. Уведомление исполнителя по контракту о досрочном расторжении заключенного контракта. Уведомление должно быть осуществлено надлежащим образом, иначе расторжение контракта может быть оспорено судом.
  3. Публикация уведомления о расторжении контракта в Единой информационной системе для оповещения всех заинтересованных лиц о проводимой процедуре.
  4. Предоставление сведений об исполнителе, с которым расторгнут контракт по инициативе заказчика, в Федеральную антимонопольную службу для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков, если причиной расторжения стало неисполнение поставщиком своих обязательств по контракту.

Расторжение контракта по инициативе исполнителя

Правила, на основании которого исполнитель может стать инициатором расторжения действующего государственного контракта, предусмотрены частью 19 статьи 95 Федерального закона «О контрактной системе».

Данная норма отсылает к статье 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на основании которой расторжение контракта может быть осуществлено по причине введения исполнителя по контракту в заблуждение, указание несоответствующих действительности данных со стороны заказчика либо уклонение самого заказчика от исполнения своих обязательств.

Для того чтобы расторжение контракта, осуществляемое по инициативе исполнителя, считалось законным, необходимо осуществить следующие действия:

  1. Принять решение о расторжении контракта и оформить его в виде специального протокола собрания ответственных лиц, которые вправе принимать решения в отношении такого государственного контракта.
  2. Уведомить заказчика о своем решении расторгнуть государственный контракт одним из тех способов, которые предусмотрены условиями такого контракта (например, путем использования заказного письма с уведомлением и описью вложения).
  3. Если по каким-то причинам было принято решение об отмене процедуры расторжения, в течение трех дней с момента принятия такого решения исполнитель государственного контракта обязан уведомить о своем решении заказчика путем такого же направления уведомления надлежащим образом.

Если решение о расторжении контракта не было отозвано, то, как и в случае с аналогичным действием от заказчика, контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления заказчика об инициативе расторжения.

Частичное расторжение контракта

Частичное расторжение – это одна из правовых процедур, которая предусмотрена для длительных государственных контрактов. Использование такой процедуры может происходить как на основании решения заказчика, так и на основании решения исполнителя.

Причину проведения процедуры частичного расторжения следует обязательно аргументировать, так как в противном случае такое решение может быть оспорено.

Частичное расторжение характерно, в первую очередь, для цикличных контрактов, например, на оказание того или иного рода коммунальных услуг. Механизм выглядит следующим образом:

  1. Сторона, которая выступает в качестве инициатора частичного расторжения, должна обосновать свое решение в виде специально подготовленного документа, например, протокола собрания ответственных лиц за заключение контракта.
  2. Уведомление второй стороны о расторжении существующего государственного контракта, осуществленное тем способом, который предусмотрен действующим законодательством в сфере государственных закупок.
  3. Прекращение государственного контракта в той его части, в отношении которой принято решение о расторжении.

Особенность частичного расторжения контракта заключается в том, что оплата, которая должна поступить от государственного заказчика в адрес исполнителя, должна покрывать только ту часть контракта, которая была фактически исполнена.

Кроме того, если частичное расторжение было необходимо (например, по причине сокращения финансирования), то оспорить данное решение инициатора будет достаточно сложно, если никто не пострадал от такого расторжения.

Государственный контракт, который заключается по итогам проведения той или иной закупочной процедуры, может быть изменен или расторгнут по инициативе как заказчика, так и исполнителя. Однако для того, чтобы результат изменения или расторжения контракта не был оспорен, необходимо тщательно соблюдать положения статьи 95 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/izmenenie-kontrakta.html

Юрист и закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: