Уголовной политика и уголовно исполнительной политики. Понятие уголовно-исполнительной политики

Уголовно-исполнительная политика

Уголовной политика и уголовно исполнительной политики. Понятие уголовно-исполнительной политики

Одним из наиболее отчетливых и значимых критериев оценки эффективности правоохранительной и правоприменительной деятельности в государстве выступает то, насколько оперативно и адекватно проводится деятельность, связанная с выявлением, пресечением и расследованием противоправных деяний, а также с исполнением наказания, назначенного виновному лицу в качестве меры юридической ответственности.

При этом актуальность соответствующей деятельности многократно повышается применительно к исполнению наказаний за совершение наиболее общественно-опасных посягательств на охраняемые законом общесоциальные и индивидуальные блага и законные интересы.

Так, в большинстве современных государств вопросы исполнения уголовных наказаний регламентированы в рамках самостоятельной отрасли законодательства и права, которая, например, в Российской Федерации именуется уголовно-исполнительным правом.

Кроме того, с учетом обозначенной значимости соответствующей деятельности, реализация уголовно-правовых мер ответственности не может осуществляться стихийно, без учета научно-обоснованных предложений юридической и криминологической доктрины. В этой связи, в настоящее время целесообразно говорить о существовании самостоятельного направления – уголовно-исполнительной политики.

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Определение 1

Уголовно-исполнительная политика – относительно обособленное направление деятельности государства, в лице специально уполномоченных органов, должностных лиц, а также общественных организаций и граждан, в сфере исполнения уголовного наказания.

При этом следует обратить внимание на то, что содержание рассматриваемой политики составляет целый комплекс компонентов, основными из которых выступают: цели, принципы и стратегия применения уголовных наказаний, основные направления, методы и формы государственно-властной деятельности по обеспечению их исполнения, а также исправлению осужденных и достижению целей общей и частной превенции – то есть предупреждению совершения новых общественно-опасных деяний как лицами, уже подвергавшимися уголовному преследованию, так и всеми остальными.

Элементы уголовно-исполнительной политики наполняются необходимым содержанием, с одной стороны, с учетом достижений современной юридической и криминологической науки, а с другой – с учетом конкретно-исторических факторов, в числе которых можно выделить:

  1. Уровень социально-экономического и политического развития общества;
  2. Уровень правовой культуры общества и господствующие социально-нравственные ценности;
  3. Показатели структуры и динамики преступности;
  4. международно-правых актов, в части обязательных требований о правах человека и стандартах обращения с осужденными;
  5. Деятельность соответствующих международных организаций, программными целями которых является развитие и координация вопросов исполнения уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Субъекты формирования и развития уголовно-исполнительной политики в Российской Федерации

Ключевым признаком уголовно-исполнительной политики выступает то, что это в первую очередь направление государственно-властной деятельности, в связи с чем, ее отличает особый круг субъектов формирования и развития, основными из которых, применительно к Российской Федерации признаются:

  • Президент Российской Федерации, поскольку к сфере его профессиональной компетенции на конституционном уровне отнесено определение основных направлений внутренней и внешней политики государства, а в силу нормы ч.3 ст. 80 Конституции РФ, политика в сфере борьбы с преступностью признается неотъемлемым компонентом внутренней политики РФ. Непосредственно формирование уголовно-исполнительной политики нашей страны в деятельности Президента проявляется в утверждении стратегических и тактических основ развития уголовно-исполнительной системы, принятии решений о реформировании отдельных компонентов УИС, и т.д.
  • Федеральное собрание РФ, роль которого, применительно к формированию и развитию уголовно-исполнительной политики, заключается в принятии общеобязательных нормативных правовых актов, в том числе кодифицированных законов (Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, и т.д.), а также в принятии и утверждении актов амнистии, оказывающих непосредственное влияние на количественные и качественные показатели преступности в Российской Федерации;
  • Иные органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, к ведению которых отнесена непосредственная реализация уголовно-исполнительной политики в деятельности конкретных органов и должностных лиц.

Пример 1

В числе конкретных органов государственной власти, к ведению которых относится реализация основных направлений уголовно-исполнительной политики в РФ, выступает Министерство юстиции РФ, правоохранительные органы, а также органы и учреждения Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний.

Основные направления реализации уголовно-исполнительной политики в РФ

Исходя из содержания деятельности рассмотренных выше субъектов формирования уголовно-исполнительной политики в РФ, можно сделать вывод о том, что непосредственно соответствующая политика реализуется по трем основным направлениям:

  • Принятие директивно-установочных документов, направленных на определение и закрепление государственной позиции применительно к различным сферам общественной жизни;
  • Разработка и принятие общеобязательных нормативных правовых актов законодательного и подзаконного уровней, в которые происходит фиксация начал уголовно и уголовно-исполнительного права;
  • Последующая реализация соответствующих нормативных положений в деятельности правоохранительных и иных органов государственной власти, и возникновение, в этой связи, конкретных правоотношений в рассматриваемой сфере.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ugolovno-ispolnitelnaya_politika/

Уголовно-исполнительное право. ШпаргалкиТекст

Уголовной политика и уголовно исполнительной политики. Понятие уголовно-исполнительной политики

Уголовно-исполнительное право (УИП) – это установленная государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики система норм, которая регулирует общественные отношения в процессе исполнения уголовных наказаний, устанавливает задачи, принципы, общие положения, порядок и условия отбывания наказаний, применение к осужденным основных средств исправительного и воспитательного воздействия. На сегодняшний день преобладает представление об уголовно-исполнительном праве как о самостоятельной отрасли, части системы права Российской Федерации.

Наука уголовно-исполнительного права – это результат человеческой деятельности по систематизации и накоплению знаний об уголовно-исполнительном праве и его исполнении (проведении) в правоприменительной деятельности органов государственной власти исполняющих наказание.

Основная задача науки уголовно-исполнительного права в теоретическом обеспечении совершенствования исполнения наказаний.

Уголовно-исполнительное право делят на Общую и Особенную часть.

Общая часть определяет цели, задачи, принципы, систему и структуру уголовно-исполнительного законодательства, правовое положение осужденных, систему уголовно-исполнительных органов и контроль за их деятельностью.

Особенная часть определяет порядок и условия исполнения и отбывания конкретных видов наказаний, а также основания и порядок освобождения от наказания и контроль за освобожденными и условно-осужденными.

Предметом уголовно-исполнительного права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний.

Предмет УИП включает в себя политику государства в сфере исполнения уголовного наказания; структуру норм рассматриваемой отрасли права; систему законодательства и его источники; уголовно-исполнительное право зарубежных стран, международно-правовые стандарты по обращению с осужденными и предупреждению преступности; практику исполнения наказания и исправления осужденных и др.

2. Деятельность уголовно-исполнительного права

Уголовно-исполнительное право – самостоятельная отрасль российского права, относящаяся к ведению Федерации, которая характеризуется собственными предметом, методом, а также обособленной системой норм, закрепляющих цели, принципы, направления, основные формы и средства реализации политики государства в сфере исполнения уголовных наказаний.

Уголовно-исполнительная деятельность – это конечный этап правоприменения. От ее эффективности зависит действенность многих органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Уголовно-исполнительная система призвана выполнять множество социальных задач.

Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием.

В современных условиях действия УК РФ и соответствующего ему УИК РФ произошло расширение предмета уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 2 УИК РФ расширение предмета уголовно-исполнительного права связывают со следующими формами регулирования общественных отношений:

а) с исполнением всех видов наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК РФ (принудительных мер медицинского и воспитательного характера), на основе установленных законодательством принципов, правил и порядка;

б) с применением к осужденным предусмотренных средств исправительного воздействия;

в) с регламентацией деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания;

г) с порядком участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений;

д) с процедурой освобождения от наказаний и оказания помощи освобождаемым лицам.

Самостоятельность любой отрасли права характеризуется наличием собственного метода правового регулирования отношений. В Уголовно-исполнительном праве основным методом является императивный метод, предполагающий неравенство субъектов правоотношения.

3. Уголовно-исполнительная политика

Политика государства существенно влияет на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует основные принципы, стратегию, направления и формы достижения социальных целей.

Важное место в государственной политике Российской Федерации занимает борьба с преступностью.

Выделяют уголовную, уголовно-исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности.

Это разделение условно, так как отдельные направления политики могут как объединяться между собой, так и разъединяться. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений. Она базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными.

Стратегия уголовно-исполнительной политики заключается в демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы, привлечении общества в исправлении осужденных.

Субъектами формирования политикив области исполнения наказаний являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, согласно ч. 3 ст.

80 Конституции Российской Федерации, Президент определяет основные направления внутренней политики государства.

Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности соответствующих государственных органов уголовно-исполнительной системы (Министерство юстиции РФ, департамент судебных приставов, учреждения и органы, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания и др.). Реализация политики в данной социальной сфере возложена и на иные органы государства.

4. Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики

На формирование уголовно-исполнительной политики влияют следующие факторы: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; достижения науки.

Прежде всего, уголовно-исполнительная политика во многом зависит от нравственного состояния общества, от уровня его правового сознания.

Если обостряются социальные отношения, и ослабевают нравственные устои общества, то это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются.

Самое непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества.

В экономически сильном государстве ставятся более высокие цели, стратегия становится фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависят от политических факторов и конъюнктуры.

Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, оказывает состояние преступности.

Стабильный уровень преступности или ее снижение делают политику в данной сфере, как правило, более гуманной.

Рост тяжких и прежде всего насильственных преступлений негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения.

Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве.

В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК), а также в иных федеральных законах и нормативных правовых актах – постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, медицинское и бытовое их обеспечение).

5. Принципы уголовно-исполнительного права

Существуют три группы принципов уголовно-исполнительного права: общеправовые; межотраслевые; отраслевые.

I. Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм.

1. При принципе демократизма руководство деятельностью исправительными учреждениями строится на основе демократического централизма.

2. Принцип законности выражается в неуклонном соблюдении и точном исполнении законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание.

3. Принцип гуманизма выражается в установлении гуманных условий отбывания наказания и проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства.

II. Межотраслевые принципы: равенство осужденных перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний.

1. Принцип равенства осужденных перед законом заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящихся в одних условиях отбывания наказания.

2. Принцип дифференциации отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам исправительных учреждений: гражданству; полу; возрасту; тяжести совершенного преступления; судимости.

3. Принцип индивидуализации выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия.

III. Отраслевые принципы: рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных; стимулирование правопослушного поведения; соединение наказания с исправительным воздействием.

1. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных заключается с одной стороны в минимальности и мягкости репрессии, с другой стороны в ее достаточности и соразмерности.

2. При принципе стимулирования правопослушного поведения применяются поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных.

3. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием представляет собой широкий комплекс воспитательных мероприятий: воспитательная работа, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка.

6. Принципы законности и гумманизма

В общей теории права принципы определяются как основные идеи права, руководящие положения правовой системы. В ст. 8 УИК РФ перечислены принципы, на которых основывается уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.

Принцип законности – конституционный. Он закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст. 4, 13,15,17–19 и др.) и международных документов.

В уголовно-исполнительном праве принцип законности выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в указанной сфере. Принцип законности нашел отражение в гл. 2 ст.

10–15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в гл. 3 ст. 19–23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Принцип гуманизма закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах о правах человека и об обращении с осужденными. Например, в ст.

10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим образом: «Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности». В гл. 2 ст.

12 УИК указано, что осужденные «не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона».

Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Его реализуют с помощью средств исправительного воздействия: общественно полезный труд, интенсивное психолого-педагогическое воздействие, профессиональная подготовка и общеобразовательное обучения.

Цели гуманного отношения к осужденным отражены в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91 УИК), телефонные переговоры (ст. 92 УИК) и др.

Источник: https://www.litres.ru/natalya-olshevskaya/ugolovno-ispolnitelnoe-pravo-shpargalki/chitat-onlayn/

Уголовно-исполнительная политика государства: понятие, содержание и реализация

Уголовной политика и уголовно исполнительной политики. Понятие уголовно-исполнительной политики

Уголовно-исполнительная политика РФ направлена на борьбу с преступными элементами, куда входит реализация наказаний осужденным за совершение противоправных действий. Государственные органы работают в условиях сформированной, развитой системы.

Правовыми принципами, стратегией достигаются социальные цели, которые стоят перед обществом и страной. Основное направление политики государства выражено в защите граждан от преступников, профилактика правонарушений, реабилитация, вышедших на свободу.

Искусство управлять обществом

Понятие уголовно-исполнительной политики содержит инструмент, созданный властью, государственными органами, общественными организациями, формами и методами обеспечивающими:

  • исполнение наказаний;
  • исправление осужденных;
  • предупреждение преступлений.

Под уголовно-исполнительной политикой следует понимать работу правовых структур для противодействия преступности процессуальными, социально-экономическими методами. Они основаны на конституционных нормах, согласованы с международными правовыми актами, которые направлены социально адаптировать заключенных в исправительных учреждениях воспитательной работой.

Достижение цели

Уголовно-исполнительная политика – это механизм, который помогает организовать исполнение судебных вердиктов, применять меры исправления для осужденных лиц. Курс, которым идет страна включает:

Создают эффективную исправительную систему в России:

  • защитой населения от преступников уголовными наказаниями;
  • условиями в исправительных учреждениях;
  • правами и свободами осужденных на законодательном уровне.

Правовое направление определяет Конституция РФ, на ее основании признаются права человека и его свобода.

На каких принципах действуют государственные органы власти?

Работа уголовно-исполнительной политики без принципов невозможна.

На их основе:

  • утверждают законы;
  • разрабатывается юридическая документация;
  • устанавливаются нормы поведения в обществе.

В систему ценностей входит:

  • законность;
  • общее равенство;
  • гуманизм;
  • демократизм;
  • свобода, права, законные интересы личности.

Благополучное общество создается только в демократическом правовом государстве со стабильным развитием, массовые конфликты там отсутствуют.

Уголовно-исполнительная политика государства разрабатывает и определяет:

  1. Приемы, методы обращения с лицами, отбывающими срок за преступления.
  2. Работу, порядок в учреждениях, где содержат заключенных.
  3. Участие разных структур, ведомств, органов для исправления преступных элементов.
  4. Способы, мероприятия, направленные на оказание помощи гражданам после освобождения из колоний.

Решить поставленные перед государственными структурами задачи можно, не нарушая основ законодательства.

уголовно-исполнительной политики

Теоретические разработки, которые должны на практике внедряться в органы государства, назначения наказаний преступникам, их исполнение до окончательной цели, входят в содержание политики.

Чтобы осуществить все законодательные направления в реализации задач, нужна организация взаимодействия разных сфер:

  • социальных;
  • правоохранительных;
  • исправительных.

Эти области состоят под взаимным влиянием. Когда государство на стадии развития, для него разрабатывается схема политического направления в единой сущности.

В ней отражено состояние общества с моральными и нравственными устоями. Для эффективного искоренения преступности политику условно разделили по видам.

Ее основными частями стали уголовные, исполнительные и предупреждающие взаимодействия.

Зависимость форм и методов

На современную уголовно-исполнительную политику влияют социальные факторы.

К ним относятся:

  • экономический уровень страны, господство нравственных ценностей, правовых представлений;
  • состояние граждан (имеется ввиду здоровье и материальное благополучие);
  • система служб социального обеспечения;
  • пенсии, пособия, гарантии соцзащиты;
  • рост преступлений, их предупреждение;
  • профилактические меры по пьянству, взяточничеству.

Только в благополучной стране может быть здоровое общество, где отсутствуют преступные замыслы и группировки.

Стратегические планы

Для реализации уголовно-исправительной политики нужна правильная стратегия.

Она состоит из тактики:

  • демократизации деятельности колоний;
  • разработок наказаний, которые заменили бы лишение свободы;
  • планов для включения организаций в работу по исправлению осужденных.

Стратегическому исполнению наказаний характерна стабильность, изменения возможны из-за коренных экономических, идеологических преобразований. Направление к достижению цели, способы их осуществления, могут изменить курс:

  • при новых политических взглядах по отношению к осужденным;
  • других экономических позиций в стране;
  • реорганизации производства в исправительных учреждениях, где труд осужденных используется по иным установкам;
  • в воспитательной работе произошла деполяризация;
  • поменялись организационные основы в исполнительной системе.

Когда экономически устойчивое, развитое государство ставит высокую цель с фундаментальной стратегией, тогда реализация не зависит от политики.

Что принадлежит к субъектам формирования?

Уголовно-исполнительную политику России в исполнении наказаний осуществляют государственными методами:

  1. Внутренняя и внешняя политика. Ее направления определяются Президентом. Уничтожение преступности – это государственная задача. Глава страны утверждает стратегию, тактику в исполнительной системе, ее развитие, реформирование.
  2. Федеральным Собранием РФ принимаются законодательные акты, которые касаются уголовного направления, разрабатываются проекты об амнистиях, исследуются факторы влияния на политику в реализации наказаний.

Работа в системе выполняется юстицией, ее центральными и территориальными органами:

  • Министерством;
  • исполнителями судебных приставов в Департаменте;
  • военным управлением;
  • учреждениями, по закону исполняющими уголовные наказания.

Реализация политики происходит при помощи:

  • документов – директив, установок, они определяют, как относиться к разной жизнедеятельности в независимой России;
  • законодательства;
  • возникших правоотношений с органами МВД.

Внедрение в жизнь политики закреплено конкретными нормами и правовыми институтами, развит их содержательный уровень, который применяют для исполнения наказаний.

Нормами в уголовном праве установлена практическая реализация взысканий за преступные деяния:

  • криминальные действия опасные для общества с установкой оценки, степени угрозы, санкций;
  • определение системы возмездия, распределение по соотношениям видов, размеров;
  • определение общего начала, порядка назначения исполнения вердиктов по дифференциальным критериям;
  • рассмотрение обстоятельств для выяснения, что нанесенный вред установлен, расследование велось правомерным способом, применены допустимые действия, где исключена уголовная ответственность;
  • выделение совершения многих преступлений и соучастия с разных сторон.

Нормы процессуального права указывают порядок практического реагирования на преступления:

  • возбуждают уголовные дела;
  • предварительно расследуют;
  • рассматривают в судебных инстанциях;
  • выносят постановления;
  • определяют сроки заключения.

Уголовный процесс решает, как привести вердикт к реализации уголовно-исполнительной политики. Суд обращается с распоряжением, его адресуют в компетентные органы правомочные службы, где определяют, какими мерами воздействовать на преступника.

Методы, исполнения решения судов, во многом зависят от нравственности общества. При возникновении социальных противоречий проявляется негативное отношение к осужденным.

Исполнительная политика уголовного права становится жестокой, в ней прекращается реализация характерных для благополучной страны целей и принципов.

Источник: https://FB.ru/article/425607/ugolovno-ispolnitelnaya-politika-gosudarstva-ponyatie-soderjanie-i-realizatsiya

Юрист и закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: