Содержание права граждан на участие в референдуме. Общие положения

Защита избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Содержание права граждан на участие в референдуме. Общие положения

Право граждан Российской Федерации избирать и быть выбранными, а также право на участие в референдуме (далее – избирательные права) являются одними из главнейших конституционных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации в статье 32. Защита данных прав осуществляется в соответствии с главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Субъекты споров о защите избирательных прав

Чтобы обратиться в суд за защитой избирательных прав и права на участие в референдуме необходимо обладать определенным статусом – быть избирателем или участником референдума. Данный статусприобретается с рождения, но фактическиреализуетсягражданами непосредственно в период проведения выборов или референдума.

Помимо избирателей и участников референдумов обжаловать действия (бездействия) органов государственной и муниципальной власти, а также избирательных комиссий, комиссий референдума, нарушающие избирательные права могут:

– политические партии (их подразделения);

– кандидаты;

– избирательные комиссии;

– комиссии референдума;

– различные общественные объединения;

– группы участников референдума;

– наблюдатели;

– и иные лица, группы лиц, объединения, комиссии и должностные лица.

Сроки по делам о защите избирательных прав

Особенностью административных дел, связанных с защитой избирательных прав,  являются особые сроки. В силу специфики общественных отношений, в рамках которых складываются подобные споры, действия суда должны быть максимально оперативными. Таким образом, в делах такого характера преобладают особые сроки, которые порой составляют не более 5 дней.

Общий срок на подачу административного иска в защиту избирательных прав составляет три месяца со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

В связи с особым характером общественных отношений, складывающихся в ходе реализации избирательных прав и права на референдум, а также их защитой, в статье 240 КАС РФ установлены специальные сроки на подачу административного иска в защиту обозначенных выше прав.

Помимо общего КАС РФ предусматривает и специальные сроки в зависимости от вида спора.

Так, исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии (комиссии референдума) об итогах ания может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах ания или исковое заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня ания.

Важно отметить и помнить, что общий срок на подачу административного иска в защиту избирательных прав восстановить можно, а вот специальные сроки закон прямо запрещает восстанавливать вне зависимости от причины пропуска (части 7,8 статьи 240 КАС РФ).

Сроки рассмотрения дел о защите избирательных прав также варьируются (статья 241 КАС РФ):

– в течение пяти дней рассматриваются дела, поступившие в суд в период избирательной кампании (референдума) до дня ания (но не позднее дня, предшествующего дню ания), а заявление, поступившее в день, предшествующий дню ания, в день ания или в день, следующий за днем ания, – немедленно;

– исковое заявление об ошибках в списках избирателей, участников референдума рассматривается в течение трех дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню ания, а заявление, поступившее в день ания, – немедленно;

– и иные специальные сроки.

Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав

Согласно части 2 статьи 243 КАС РФ дела о расформировании избирательных комиссий (комиссий референдума), об оспаривании решений ЦИК РФ о результатах выборов Президента РФ, депутатов ГДФС РФ, результатах референдума РФ рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей.

Если оспаривается решение участковой избирательной комиссии, комиссии референдумаоб итогах ания, то при рассмотрении такого дела обязательно участие представителя территориальной комиссии или представителя комиссии, организующего референдум или соответствующие выборы.

Часть 6 статьи 243 КАС РФ устанавливает прямой запрет на рассмотрение дел о защите избирательных прав в упрощенном (письменном) порядке.

Прекращение судебного производства

Прекращение судебного производства связано либо с отказом от административного иска лица, подавшего его, либо с иными обстоятельствами, закрепленными в статье 194 и части 2 статьи 242 КАС РФ. К таким обстоятельствам относится:

– если административное дело должно рассматриваться в ином судебном порядке;

– если между сторонами уже был спор по данному предмету и по тем же основаниям и имеется судебное решение, вступившее в законную силу;

– если между сторонами заключено соглашение о примирении и такое соглашение утверждено судом;

– если до принятия судом решения избирательное объединение исключило из списка кандидата, совершившего действия, послужившие поводом для обращения в суд;

-иные основания.

Принятие решения

В случае, если суд установит нарушение избирательных прав, то в своем решении он не только указывает на такие нарушения, но также определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав и обязывает лицо, допустившее такие нарушения, проинформировать суд и лицо, которое обратилось с административным иском, о результатах исполнения решения суда (часть 1 статьи244 КАС РФ).

Учитывая характер спорных правоотношений, мотивированное решение суда, принятое до дня ания на тех или иных выборах, референдуме, должно быть изготовлено в максимально сжатые сроки.

Также копия решения суда вручается не только лицам, участвовавшим в споре, но и представителю избирательной комиссии, организующей выборы, представителю комиссии референдума, организующей референдум, под роспись.

Вручение вышеназванным лицам копии решения происходит в течение трех дней со дня принятия такого решения в окончательной форме, а если решение принято избирательной компании до дня ания – незамедлительно, способом, позволяющим обеспечить самую быструю доставку.

Некоторые решения в силу характера разрешаемого спора могут вступать в силу немедленно (например, включение гражданина в список избирателей). Такие решения также направляются самым быстрым способом в избирательные комиссии.

Статья подготовлена: 20.12.2016

Владислав Шелудяев, юрист Юридической фирмы «BRACE»

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/protsessualnoe-pravo/942-zashchita-izbiratelnykh-prav-i-prava-na-uchastie-v-referendume-grazhdan-rossijskoj-federatsii

Федеральный конституционный закон о референдуме

Содержание права граждан на участие в референдуме. Общие положения
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Одним из способов прямого изъявления воли народа и принятия решений на государственном уровне является референдум. Правила проведения определяются соответствующим законодательством.

Основные положения ФКЗ 5

Федеральный конституционный закон № 5-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” был одобрен Государственной Думой 11 июня 2004 года и спустя двенадцать дней, 23 июня того же года получил одобрение Совета Федерации. Законодательство было подписано президентов и вступило в силу 28 июня 2004 года.

Настоящим законодательством референдум определяется как высшая форма прямого выражения воли народа наряду со свободными выборами.

Государство гарантирует свободу волеизъявления граждан Российской Федерации на референдуме, защиту демократических прав и правовых норм.

Референдум запрещается использовать для принятия решений, которые противоречат положениям Конституции РФ, а также отменяют и умиляют права и свободы человека или препятствуют их реализации.

ФЗ 73 в новой редакции. Подробнее по ссылке:

ФКЗ-5 состоит из 93 статей и 15 глав, которые регулируют следующие основы проведения референдума:

  • Гл. 1 содержит общие положения о принципах и основания для осуществления всенародного опроса, нюансы организации и проведения, а также язык и финансирования референдума, включая использование государственной автоматизированной системы “Выборы”;
  • Гл. 2 устанавливает порядок определения инициативы для проведения референдума и её реализации, а также назначение цели всеобщего опроса;
  • Гл. 3 предусматривает полномочия комиссии, включая систему её работы, а аткже порядок избрания;
  • Гл. 4 описывает статус и полномочия наблюдателей и представителей СМИ;
  • Гл. 5 определяет правила формирования участков для проведения всенародного ания;
  • Гл. 6 устанавливает правила составления списков участников референдума;
  • Гл. 7 предусматривает особенности финансирования данного мероприятия, включая порядок формирования фонда и контроля за его использованием;
  • Гл. 8 описывает особенности информационного обеспечения;
  • Гл. 9 определяет правила ания;
  • Гл. 10 устанавливает требования к подсчёту и подведению итогов ания;
  • Гл. 11 предусматривает порядок обнародования результатов референдума;
  • Гл. 12 определяет правила и сроки хранения документов опроса;
  • Гл. 13 описывает особенности направления и рассмотрения обращений о нарушениях положений настоящего законодательства;
  • Гл. 14 устанавливает ответственность за несоблюдение требований текущего закона;
  • Гл. 15 содержит заключительные положения о переходных вопросах и вступление законодательства в силу.

Текст закона дополняется двумя приложениями, которые определяют правила оформления подписного листа и подсчёта контрольных соотношений протокольных данных.

ФЗ об ОРД в новой редакции. Подробности по ссылке:

На референдум может выноситься проект нормативного акта или вопрос. Формулировка вносимого вопроса должна исключать возможность неоднозначного толкования и множественного ответа.

Ответ должен быть однозначным и прямым для исключения неопределённости принятых решений.

Для составления бюллетеней используется государственный язык, а также допускается формулировка положений на языках входящих в состав Российской Федерации республик и на языках национальных меньшинств в регионах их плотного проживания.

Федеральный закон №214 в новой редакции. 

Проведение референдума запрещается при следующих обстоятельствах:

  • во время военного положения;
  • при чрезвычайных обстоятельствах;
  • в последний год полномочий президента;
  • в течении временного промежутка между объявлением о проведении референдума и обнародованием его результатов, не может быть выдвинута инициатива о проведении нового ания;
  • повторной всенародный опрос, содержащий те же вопросы, не может быть проведён в течении двух лет после объявления его результатов.

Референдум, инициатива которого была выдвинута в соответствиями с требованиями конституционного законодательства, не отменяется при наступлении экстремальных обстоятельств или военного времени, он переносится и осуществляется в течение 3 месяцев после снятия особого положения.

Федеральный закон о политических партиях в РФ,

Принципы проведения референдума в РФ

Проведение референдума Российской Федерации осуществляется на основании следующих принципов:

  • свободное и прямое волеизъявление граждан на тайном ании;
  • всеобщее участие, независимо от половых, языковых, национальных, расовых, религиозных, имущественных и других признаков;
  • равные условия участия и одинаковое количество ;
  • ание непосредственно за или против вынесенного вопроса;
  • добровольное участие. Запрещается кому-либо оказывать влияние на граждан с намерением принудить к участию или неучастию в ании, а также препятствовать свободному изъявлению своего мнения;
  • тайное ание, исключающее сторонний контроль или наблюдение за результатом ания.

Кто обладает правом на проведение референдума?

Правом на участие в референдуме РФ обладают все граждане государства, достигшие 18 лет. Они также могут выдвигать инициативу проведения всенародного опроса и принимать участие в подготовке и проведении ания в порядке, установленном настоящим законодательством.

Граждане, находящие на момент проведения референдума в иностранном государстве, вправе также участвовать в ании, в чём им обязаны содействовать дипломатические и консульские организации.

Не обладают правом на участие во всеобщем ании лица, которые признаны судебными инстанциями недееспособными и находящие в местах лишения свободы по вступившему в силу судебному приговору.

Подробнее о ФЗ о конституционном суде тут:

Изменения, внесенные в закон «О референдуме Российской Федерации»

В ходе последних изменений настоящего законодательства, состоявшихся 18 июня 2017 года, в статью 30, предусматривающую перечень полномочий центральной избирательной комиссии РФ, был внесён пункт 16, который определяет установление порядка доставки документов о подготовке и проведении референдума, а также согласование с уполномоченным в архивной области органом вопросов о хранении, передаче и уничтожении данной документации.

Скачать текст закона

Для детального изучения положений Федерального конституционного закона № 5-ФКЗ от 28.06.2004 “О референдуме Российской Федерации” рекомендуется скачать документ, содержащий актуальные изменения, по ссылке ниже.

Скачать ФКЗ-5

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/zakon-o-referendume/

Юрист и закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: