Экологическое право является. В ведении Российской Федерации находятся. Использование природной среды и его последствия

ПРАВО. Теория. Экологическое право. |

Экологическое право является. В ведении Российской Федерации находятся. Использование природной среды и его последствия

Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.

Принципы экологического права.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Предотвращение вреда окружающей среде.
  • Охрана жизни и здоровья человека.
  • Демократизация экологического права.
  • Гуманность.
  • Обеспечение рационального использования природных ресурсов.
  • Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие.
  • Сохранение и защита экологического равновесия.
  • Свободный доступ к экологической информации.
  • Платность природопользования.
  • Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду.
  • Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
  • Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию.
  • Ответственность за нарушение требований экологического законодательства.

 Объекты экологических правоотношений.

Объекты экологического права – это то, по поводу чего совершается правовое регулирование.

По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» к объектам относятся:

  • земли, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Субъекты экологических правоотношений:

  • государство – в лице компетентного органа;
  • юридические лица;
  • физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;
  • хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.

Конституция. Статья 42.

Экологические права человека.

  • Право на благоприятную окружающую среду.
  • Право на достоверную информацию о её состоянии.
  • Право на возмещение ущерба, нанесённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обязанности граждан РФ.

  • Сохранять природу и окружающую среду.
  • Бережно относиться к природе и природным богатствам.

Права граждан РФ.

  • Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
  • Направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.
  • Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды.
  • Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении.
  • Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды». 2002 г.

Закон содержит:

  • понятия экологического права;
  • основные принципы охраны окружающей среды;
  • перечень объектов охраны окружающей среды;
  • полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;
  • полномочия органов местного самоуправления;
  • права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
  • определяет методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды;
  • определяет нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д.;
  • отдельные главы закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды;
  • определяет основы формирования экологической культуры;
  • определяет ответственность за экологические правонарушения;
  • поясняет особенности международного сотрудничествуав области охраны окружающей среды.

Статья 1.

Благоприятная окружающая среда – это среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно- антропогенных объектов.

Экологическая безопасность – состояние защищённости природой среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности , чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат объекты, включённые в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

Предмет экологических правонарушений:

  • Право собственности на природные ресурсы
  • Экологические требования охраны окружающей среды
  • Порядок хозяйственной эксплуатации природных ресурсов.

Способы причинения вреда окружающей среде:

  • Загрязнение природной среды
  • Нерациональное использование природных ресурсов
  • Истощение природных объектов
  • Порча, повреждение, уничтожение природных объектов
  • Разрушение природной системы, её экологических связей.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

Вид ответственностиПо какому законодательству наступает.Характеристика.
Дисциплинарная.Трудовой кодекс.Наступает у работника, должностного лица за совершённый им дисциплинарный проступок – противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду.
Материальная.Трудовой кодекс.Наступает у работника, должностного лица, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению  вреда в связи с экологическим правонарушением.Работник обязан возместить в установленном порядке и в определённых размерах имущественный ущерб.
Гражданско-правовая.Гражданский, административный кодексы.Правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне имущественный, моральный вред, причинённый в результате нарушения экологических требований; обязан восстановить состояние нарушенной окружающей среды. При нарушении предусматривается приостановление или прекращение деятельности физического или юридического лица
Административная.Административный кодекс.Наступает за нарушение общих эколого-правовых требований по охране окружающей среды,
Уголовная.Уголовный кодекс.Наступает за виновное опасное общественное деяние, посягающее на окружающую среду, рациональное использование и охрана которой обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территории; за противоправное использование природных объектов, их уничтожение или повреждение.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/

Конституция Российской Федерации как источник экологического права

Экологическое право является. В ведении Российской Федерации находятся. Использование природной среды и его последствия

Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина Конституция играет основополагающую роль. Эта роль предопределена тем, что в Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

При анализе Конституции России как источника экологического права можно выделить две группы норм:

  1. общего характера, важные с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. экологические.

Нормы общего характера

К общим относится норма, сформулированная в ст. 1: “Российская федерации есть демократическое федеративное правовое государство”.

Характеристика РФ как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии экологически значимых решений, превалируют принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности.

Правовое государство исходит, с одной стороны, из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и возложения на соответствующих субъектов обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Построение правового государства послужит мощным фактором установления строгого экологического правопорядка в России. С другой стороны, соблюдение требований экологического права будет служить одним из критериев правового государства.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

“Достойная жизнь человека” включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические компоненты. В той мере, в какой проблемы окружающей среды затрагивают экологические интересы человека, эти проблемы носят социальный характер.

Соответственно последовательное их решение в интересах человека и общества с помощью средств экологического права является инструментом создания в России социального государства.

Конституция в России закрепила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).

Применительно к экологическому праву это – разделение деятельности по формированию современного законодательства об окружающей среде, обеспечению его реализации, а также рационального природопользования и охраны окружающей среды, последовательному соблюдению, охране и защите экологических прав физических и юридических лиц. Соответствующие ветви власти при этом являются независимыми одна от другой. Цель разделения властей – создание гарантий от произвола, обеспечение законности.

Экологические (специальные) нормы

При характеристике Конституции РФ как источника экологического права надо обратить особое внимание на специальные – экологические нормы.

Одной из центральных по значимости является ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Данная норма определяет роль и место природных ресурсов, с учетом их естественных и экономических свойств, в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на соответствующих территориях. Именно в этой норме закрепляется экологическая функция государства и субъектов-природопользователей. Ст.

9 устанавливает также многообразие форм собственности на природные богатства (частная, государственная, муниципальная и иная). Устанавливая право собственности на землю и другие природные ресурсы иных субъектов, кроме государства, Конституция РФ 1993 г.

поставила Россию в ряд современных государств и заложила правовые предпосылки для развития рыночной экономики.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю – основное средство производства и операционный базис.
В соответствии с п. 2 ст.

36 владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Закрепляя принцип свободы собственника, Конституция РФ воспроизвела принцип, воплощенный в конституциях передовых зарубежных государств.

Он заключается в возможности ограничения свободы собственника земли и других природных ресурсов ради общего блага: он свободно владеет, пользуется, и распоряжается природными ресурсами до тех пор, пока при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.

С учетом значимости последовательного решения вопроса об информировании населения об экологических опасностях немалый правовой смысл имеет норма ст. 41 Конституции об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (п. 3).

В развитие содержащегося в ст. 2 Конституции положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, она закрепляет в ст. 42 право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Определяя эколого-правовой статус человека и гражданина, наряду с правами, Конституция устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

С учетом федеративного устройства России Конституция определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения РФ и субъектов Федерации (ст.

72) в области прав человека и гражданина, собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды.

Обоснованно то, что защита экологических прав человека и гражданина, регулирование некоторых отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды в целом отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • регулирование и защита прав человека и гражданина;
  • федеральная государственная собственность и управление ею (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;
  • ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
  • производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
  • определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

В совместном ведении находятся:

  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);
  • природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;
  • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
  • земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Помимо предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 76 осуществляют собственное правовое регулирование.

Таким образом, в Конституции РФ определены основы и закономерности развития федеративной структуры законодательства об окружающей среде.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/konstitutsiya-rossiyskoy-federatsii-kak-istochnik-ekologicheskogo-prava

Экологическое право . Конспект по обществознанию, кратко. – УчительPRO

Экологическое право является. В ведении Российской Федерации находятся. Использование природной среды и его последствия

Раздел ЕГЭ: 5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

Человек зависим от природы и окружающей среды, поэтому среди основных прав человека в Конституции прописаны и экологические права. В соответствии с ними государство, юридические лица и сами граждане обязуются действовать и применять всевозможные меры для сохранения окружающей среды.

Экологическое право — совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность человека по отношению к окружающей среде.

Источники экологических прав. Экологическое право в РФ регулируются следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ;
  • кодексы: земельный, водный, лесной, градостроительный;
  • федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире»;
  • экологические нормативы.

Также экологические права регулируются международными и региональными соглашениями, которых сегодня насчитывается более 300.

Международные организации охраны природы

Поскольку экологический вопрос касается всех жителей Земли, существуют международные организации для охраны природы. К ним относятся:

  • Всемирный фонд дикой природы;
  • Гринпис;
  • Международное агентство по атомной энергии;
  • Служба охраны природы;
  • Международный союз охраны природы и природных ресурсов;
  • Всемирная метеорологическая станция.

Объекты охраны природы

Под защитой от загрязнения, разрушения, истощения, порчи, уничтожения и других способов негативного воздействия вследствие деятельности людей находятся:

  • земля, недра и почвы;
  • вода: поверхностная и подземная;
  • флора;
  • фауна;
  • воздух, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство.

Объекты особой охраны:

  • объекты, внесенные в списки всемирного культурного наследия;
  • государственные природные заповедники и заказники;
  • парки (национальные, природные, дендрологические);
  • памятники природы;
  • ботанические сады;
  • курорты;
  • лечебно-оздоровительная местность.

Экологические права и обязанности

В Конституции Российской Федерации прописаны следующие экологические права граждан:

  • на благоприятную окружающую среду;
  • на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  • на правовое возмещение ущерба здоровью или имуществу человека, возникшее при экологическом правонарушении.

Окружающая среда является благоприятной, если её состояние соответствует нормативам, касающимся её чистоты, экологической устойчивости, ресурсоёмкости, неистощимости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Для того чтобы экологические права соблюдались, государством принимаются следующие меры:

  • планирование и нормирование качества окружающей среды;
  • предотвращение экологической вредной деятельности;
  • предупреждение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
  • оздоровление окружающей среды;
  • образование государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи;
  • контроль за состоянием окружающей среды;
  • социальное и государственное страхование граждан;
  • соблюдение природного законодательства.

Одним из средств охраны прав граждан является возложение на них обязанностей. Пункт 3 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» возлагает на граждан следующие обязанности:

  • сохранять природу и окружающую среду;
  • бережно относиться к природе и природным богатствам;
  • соблюдать иные требования законодательства.

Юридические и физические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (транспортные организации, промышленные предприятия), обязаны возмещать вред, причинённый источником повышенной опасности, в полном объёме, включая неполученные доходы и расходы, связанные с повреждением здоровья.

Экологические правонарушения

Случаи нарушения экологических прав являются экологическими правонарушениями и подлежат наказанию.

Экологические правонарушения — действие или бездействие людей, хозяйствующих субъектов и властей, которое нарушает действующее экологическое законодательство и причиняет вред окружающей среде и здоровью человека.

За экологическое правонарушение предусмотрена ответственность в течение 20 лет после совершения проступка. В зависимости от его тяжести нарушитель может быть привлечён к административной или уголовной ответственности.

Правонарушения, ведущие к уголовной ответственности:

  • производство работ с нарушением правил охраны окружающей среды;
  • незаконная охота;
  • загрязнение вредными веществами воздуха, воды или земли;
  • незаконная добыча животных и растений;
  • экоцид — массовое уничтожение животного и растительного мира, отравление атмосферы, воды, почвы, способное привести к экологической катастрофе.

Природоохранные нормы — юридические правила об охране окружающей среды

Вы смотрели конспект «Экологическое право»

Источник: https://uchitel.pro/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/

Юрист и закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: