- ПРАВО. Теория. Экологическое право. |
- Принципы экологического права.
- Объекты экологических правоотношений.
- Субъекты экологических правоотношений:
- Конституция. Статья 42.
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды». 2002 г.
- ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
- Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
- Конституция Российской Федерации как источник экологического права
- Нормы общего характера
- Экологические (специальные) нормы
- Экологическое право . Конспект по обществознанию, кратко. – УчительPRO
- Международные организации охраны природы
- Объекты охраны природы
- Экологические права и обязанности
- Экологические правонарушения
ПРАВО. Теория. Экологическое право. |
Экологическое право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды.
Принципы экологического права.
- Право на благоприятную окружающую среду.
- Предотвращение вреда окружающей среде.
- Охрана жизни и здоровья человека.
- Демократизация экологического права.
- Гуманность.
- Обеспечение рационального использования природных ресурсов.
- Устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие.
- Сохранение и защита экологического равновесия.
- Свободный доступ к экологической информации.
- Платность природопользования.
- Разрешительный порядок воздействия на окружающую среду.
- Плата за негативное воздействие на окружающую среду.
- Экосистемный подход к правовому регулированию охраны окружающей среды и природопользованию.
- Ответственность за нарушение требований экологического законодательства.
Объекты экологических правоотношений.
Объекты экологического права – это то, по поводу чего совершается правовое регулирование.
По Федеральному закону «Об охране окружающей среды» к объектам относятся:
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Субъекты экологических правоотношений:
- государство – в лице компетентного органа;
- юридические лица;
- физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;
- хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.
Конституция. Статья 42.
Экологические права человека.
- Право на благоприятную окружающую среду.
- Право на достоверную информацию о её состоянии.
- Право на возмещение ущерба, нанесённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Обязанности граждан РФ.
- Сохранять природу и окружающую среду.
- Бережно относиться к природе и природным богатствам.
Права граждан РФ.
- Создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
- Направлять обращения в органы государственной власти и местного самоуправления.
- Принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды.
- Выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в её проведении.
- Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды». 2002 г.
Закон содержит:
- понятия экологического права;
- основные принципы охраны окружающей среды;
- перечень объектов охраны окружающей среды;
- полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды;
- полномочия органов местного самоуправления;
- права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
- определяет методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды;
- определяет нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и т.д.;
- отдельные главы закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды;
- определяет основы формирования экологической культуры;
- определяет ответственность за экологические правонарушения;
- поясняет особенности международного сотрудничествуав области охраны окружающей среды.
Статья 1.
Благоприятная окружающая среда – это среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно- антропогенных объектов.
Экологическая безопасность – состояние защищённости природой среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности , чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
Особой охране подлежат объекты, включённые в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
Предмет экологических правонарушений:
- Право собственности на природные ресурсы
- Экологические требования охраны окружающей среды
- Порядок хозяйственной эксплуатации природных ресурсов.
Способы причинения вреда окружающей среде:
- Загрязнение природной среды
- Нерациональное использование природных ресурсов
- Истощение природных объектов
- Порча, повреждение, уничтожение природных объектов
- Разрушение природной системы, её экологических связей.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Вид ответственности | По какому законодательству наступает.Характеристика. |
Дисциплинарная. | Трудовой кодекс.Наступает у работника, должностного лица за совершённый им дисциплинарный проступок – противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, связанных с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду. |
Материальная. | Трудовой кодекс.Наступает у работника, должностного лица, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы по возмещению вреда в связи с экологическим правонарушением.Работник обязан возместить в установленном порядке и в определённых размерах имущественный ущерб. |
Гражданско-правовая. | Гражданский, административный кодексы.Правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне имущественный, моральный вред, причинённый в результате нарушения экологических требований; обязан восстановить состояние нарушенной окружающей среды. При нарушении предусматривается приостановление или прекращение деятельности физического или юридического лица |
Административная. | Административный кодекс.Наступает за нарушение общих эколого-правовых требований по охране окружающей среды, |
Уголовная. | Уголовный кодекс.Наступает за виновное опасное общественное деяние, посягающее на окружающую среду, рациональное использование и охрана которой обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территории; за противоправное использование природных объектов, их уничтожение или повреждение. |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/
Конституция Российской Федерации как источник экологического права
Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина Конституция играет основополагающую роль. Эта роль предопределена тем, что в Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.
При анализе Конституции России как источника экологического права можно выделить две группы норм:
- общего характера, важные с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- экологические.
Нормы общего характера
К общим относится норма, сформулированная в ст. 1: “Российская федерации есть демократическое федеративное правовое государство”.
Характеристика РФ как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии экологически значимых решений, превалируют принципы права, а не мотивы политической и иной целесообразности.
Правовое государство исходит, с одной стороны, из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и возложения на соответствующих субъектов обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Построение правового государства послужит мощным фактором установления строгого экологического правопорядка в России. С другой стороны, соблюдение требований экологического права будет служить одним из критериев правового государства.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
“Достойная жизнь человека” включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические компоненты. В той мере, в какой проблемы окружающей среды затрагивают экологические интересы человека, эти проблемы носят социальный характер.
Соответственно последовательное их решение в интересах человека и общества с помощью средств экологического права является инструментом создания в России социального государства.
Конституция в России закрепила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10).
Применительно к экологическому праву это – разделение деятельности по формированию современного законодательства об окружающей среде, обеспечению его реализации, а также рационального природопользования и охраны окружающей среды, последовательному соблюдению, охране и защите экологических прав физических и юридических лиц. Соответствующие ветви власти при этом являются независимыми одна от другой. Цель разделения властей – создание гарантий от произвола, обеспечение законности.
Экологические (специальные) нормы
При характеристике Конституции РФ как источника экологического права надо обратить особое внимание на специальные – экологические нормы.
Одной из центральных по значимости является ст. 9, согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Данная норма определяет роль и место природных ресурсов, с учетом их естественных и экономических свойств, в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на соответствующих территориях. Именно в этой норме закрепляется экологическая функция государства и субъектов-природопользователей. Ст.
9 устанавливает также многообразие форм собственности на природные богатства (частная, государственная, муниципальная и иная). Устанавливая право собственности на землю и другие природные ресурсы иных субъектов, кроме государства, Конституция РФ 1993 г.
поставила Россию в ряд современных государств и заложила правовые предпосылки для развития рыночной экономики.
Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю – основное средство производства и операционный базис.
В соответствии с п. 2 ст.
36 владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Закрепляя принцип свободы собственника, Конституция РФ воспроизвела принцип, воплощенный в конституциях передовых зарубежных государств.
Он заключается в возможности ограничения свободы собственника земли и других природных ресурсов ради общего блага: он свободно владеет, пользуется, и распоряжается природными ресурсами до тех пор, пока при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.
С учетом значимости последовательного решения вопроса об информировании населения об экологических опасностях немалый правовой смысл имеет норма ст. 41 Конституции об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (п. 3).
В развитие содержащегося в ст. 2 Конституции положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, она закрепляет в ст. 42 право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Определяя эколого-правовой статус человека и гражданина, наряду с правами, Конституция устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
С учетом федеративного устройства России Конституция определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения РФ и субъектов Федерации (ст.
72) в области прав человека и гражданина, собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды.
Обоснованно то, что защита экологических прав человека и гражданина, регулирование некоторых отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды в целом отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.
В ведении Российской Федерации находятся:
- регулирование и защита прав человека и гражданина;
- федеральная государственная собственность и управление ею (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);
- установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;
- ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
- производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
- определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
В совместном ведении находятся:
- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
- разграничение государственной собственности (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);
- природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;
- осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
- земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
- защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
Помимо предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 76 осуществляют собственное правовое регулирование.
Таким образом, в Конституции РФ определены основы и закономерности развития федеративной структуры законодательства об окружающей среде.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/konstitutsiya-rossiyskoy-federatsii-kak-istochnik-ekologicheskogo-prava
Экологическое право . Конспект по обществознанию, кратко. – УчительPRO
Раздел ЕГЭ: 5.12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
Человек зависим от природы и окружающей среды, поэтому среди основных прав человека в Конституции прописаны и экологические права. В соответствии с ними государство, юридические лица и сами граждане обязуются действовать и применять всевозможные меры для сохранения окружающей среды.
Экологическое право — совокупность правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность человека по отношению к окружающей среде.
Источники экологических прав. Экологическое право в РФ регулируются следующими нормативными документами:
- Конституция РФ;
- кодексы: земельный, водный, лесной, градостроительный;
- федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О недрах», «Об охране атмосферного воздуха», «О животном мире»;
- экологические нормативы.
Также экологические права регулируются международными и региональными соглашениями, которых сегодня насчитывается более 300.
Международные организации охраны природы
Поскольку экологический вопрос касается всех жителей Земли, существуют международные организации для охраны природы. К ним относятся:
- Всемирный фонд дикой природы;
- Гринпис;
- Международное агентство по атомной энергии;
- Служба охраны природы;
- Международный союз охраны природы и природных ресурсов;
- Всемирная метеорологическая станция.
Объекты охраны природы
Под защитой от загрязнения, разрушения, истощения, порчи, уничтожения и других способов негативного воздействия вследствие деятельности людей находятся:
- земля, недра и почвы;
- вода: поверхностная и подземная;
- флора;
- фауна;
- воздух, озоновый слой атмосферы, околоземное космическое пространство.
Объекты особой охраны:
- объекты, внесенные в списки всемирного культурного наследия;
- государственные природные заповедники и заказники;
- парки (национальные, природные, дендрологические);
- памятники природы;
- ботанические сады;
- курорты;
- лечебно-оздоровительная местность.
Экологические права и обязанности
В Конституции Российской Федерации прописаны следующие экологические права граждан:
- на благоприятную окружающую среду;
- на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
- на правовое возмещение ущерба здоровью или имуществу человека, возникшее при экологическом правонарушении.
Окружающая среда является благоприятной, если её состояние соответствует нормативам, касающимся её чистоты, экологической устойчивости, ресурсоёмкости, неистощимости, видового разнообразия и эстетического богатства.
Для того чтобы экологические права соблюдались, государством принимаются следующие меры:
- планирование и нормирование качества окружающей среды;
- предотвращение экологической вредной деятельности;
- предупреждение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- оздоровление окружающей среды;
- образование государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи;
- контроль за состоянием окружающей среды;
- социальное и государственное страхование граждан;
- соблюдение природного законодательства.
Одним из средств охраны прав граждан является возложение на них обязанностей. Пункт 3 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» возлагает на граждан следующие обязанности:
- сохранять природу и окружающую среду;
- бережно относиться к природе и природным богатствам;
- соблюдать иные требования законодательства.
Юридические и физические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (транспортные организации, промышленные предприятия), обязаны возмещать вред, причинённый источником повышенной опасности, в полном объёме, включая неполученные доходы и расходы, связанные с повреждением здоровья.
Экологические правонарушения
Случаи нарушения экологических прав являются экологическими правонарушениями и подлежат наказанию.
Экологические правонарушения — действие или бездействие людей, хозяйствующих субъектов и властей, которое нарушает действующее экологическое законодательство и причиняет вред окружающей среде и здоровью человека.
За экологическое правонарушение предусмотрена ответственность в течение 20 лет после совершения проступка. В зависимости от его тяжести нарушитель может быть привлечён к административной или уголовной ответственности.
Правонарушения, ведущие к уголовной ответственности:
- производство работ с нарушением правил охраны окружающей среды;
- незаконная охота;
- загрязнение вредными веществами воздуха, воды или земли;
- незаконная добыча животных и растений;
- экоцид — массовое уничтожение животного и растительного мира, отравление атмосферы, воды, почвы, способное привести к экологической катастрофе.
Природоохранные нормы — юридические правила об охране окружающей среды
Вы смотрели конспект «Экологическое право».
Источник: https://uchitel.pro/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/