Интересный материал образовательное право. Образовательное право: термин и понятия

Образовательное право России | Страница 1 | Онлайн-библиотека

Интересный материал образовательное право. Образовательное право: термин и понятия

The book outlines the course of educational law. Education is the foundation of society. In 2013, the country moved to the fourth model of the education system. The first model existed before 1917 – from the Russian Empire. The second model – education in Soviet Russia. The third model of the formation of the Russian state existed from 1992 to 2013.

The textbook is designed for university students studying for the qualification: bachelor, specialist, master. It can be used in secondary vocational education and in the system training. Tutorial can use service training in organizations.

© ООО «Yustitsinform», 2016 «Publishing House Ilyuni»

Введение

Россия в 2013 году перешла на четвертую модель образования. В ее основе – новый Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ.

Он разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Закон закрепляет основы правового регулирования сферы образования в Российской Федерации, интегрируя в себе как общие положения, так и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее образование).

Переход на новую модель образования вызван изменениями в современном глобальном мире, который становится инновационным и ориентированным на экономику знаний. Знания становятся товаром, который производят ученые в академических институтах, преподаватели и студенты вузов и другие специалисты. Эта функция производства знаний становится все востребованней.

Сегодня все чаще раздаются голоса о необходимости реформирования науки и научного образования, поскольку высшие учебные заведения и научно-исследовательские организации должны играть роль главного мотора социального развития (Горохов В.Г. Как возможны наука и научное образование в эпоху «академического капитализма»? Вопросы философии. 2011).

Глобализация требует унификации системы образования, в т. ч. научных степеней, форм организации и проведения научных исследований во всем мире. В результате деформируются проверенные на эффективность временем национальные традиции, традиции научных школ и образовательные системы.

В настоящее время развивается постиндустриальное общество нового типа, в котором требуется человек – работник ассоциативный (в отличие от человека технологического), для которого важно обладать творческим мышлением, т. е. умением изобретать новое, по-иному манипулировать известными данными, а главное, быть способным решать проблемы, требующие творческого подхода.

В законе об образовании установлены четыре вида образования:

1) общее образование;

2) профессиональное образование;

3) дополнительное образование;

4) профессиональное обучение.

Законом модернизирована система подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. В этих целях введена образовательная программа среднего профессионального образования – подготовка квалифицированных рабочих (служащих). Она позволяет расширить образовательные возможности граждан, прошедших обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

С учетом этого среднее профессиональное образование включает в себя два уровня образовательных программ:

– подготовка квалифицированных рабочих (служащих);

– подготовка специалистов среднего звена.

Часть образовательных программ начального профессионального образования переведена в программы профессионального обучения, что расширило возможности работодателей по подготовке квалифицированных рабочих в рамках соответствующих краткосрочных программ.

Одновременно законом разрешается осуществлять профессиональное обучение не только в образовательных организациях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве (в т. ч.

в структурных подразделениях «необразовательных» организаций), в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования и в ряде случаев в общеобразовательных организациях – на третьей ступени общего образования.

Дополнительная литература:

1. Макс Вебер. Наука как призвание и профессия. М.: Прогресс, 1990. С. 707–735 (http:////lib.m/POLITOLOG/weber.txt).

2. Захарова Л., Орлова Ю. Классическая гимназия. Вчера и завтра (http://www.voskres.ru/school/gymnaz.htm).

3. Бруно Латур. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир (http:// dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/622695).

§ 1. Явления образовательного права

Образовательное право – одна из отраслей российского права. Его изучение не начинается с нуля. У каждого человека есть определенные представления о системе образования, законодательстве его регулирующем, есть собственное представление о том, каким образование и образовательное право должно быть.

В качестве первого определения образовательного права можно использовать наиболее распространенную и понятную дефиницию.

Образовательное право – совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для регулирования образовательных отношений. Можно выделить два противоположных правопонимания: право как приказ власти (закон) или любой приказ власти – это право.

Данное правопонимание основано на идее, которая состоит в том, что правом считается приказ власти. Другое правопонимание состоит в том, что право – это явление, которое основано на нескольких идеях: справедливости, свободы, добра, правды и силы.

Эти идеи делают право эффективным регулятором общественных отношений, реализация которого позволяет построить свободное, справедливое общество (общество свободных людей), в котором созданы достойные условия жизни для каждого человека.

Образовательное право – сложная система, т. к. существует в нескольких формах:

1) объективное явление, относительно независимое от субъекта права – совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования, т. е. образовательное законодательство;

2) совокупность норм права, правил поведения, содержащихся в нормативных правовых актах – отрасль образовательного права. Эта форма менее объективна, т. к. среди юристов немало споров по содержанию норм;

3) система правоотношений в сфере образования или реальные отношения конкретных людей, урегулированные нормами права;

4) правосознание или представления людей об образовательном законодательстве;

5) наука образовательного права;

6) учебная дисциплина;

7) субъективное право человека на образование, естественное и неотчуждаемое;

8) образовательное право как правда;

9) образовательное право как свобода человека в сфере образования;

10) образовательное право как справедливость системы образования;

11) образовательное право как форма добра и зла;

12) образовательное право как сила;

13) образовательное право как правопорядок в сфере образования.

14) образовательное право, как социальный опыт государства.

§ 2. Образовательное право как совокупность нормативных правовых актов – образовательное законодательство, или право в объективном смысле

Образовательное право может быть представлено как система нормативных правовых актов.

Под нормативным правовым актом (НПА) понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Источник: https://litrus.net/book/read/174506

Образовательное право и его защита

Интересный материал образовательное право. Образовательное право: термин и понятия

В 2003 г. на научно-практической конференции был одобрен Кодекс Российской федерации об Образовании.

Одной из ключевых позиций новой структуры кодекса был пересмотр понятия взаимоотношений в пределах образовательного права между его субъектами.

Было принято предложение, что образовательные отношения не являются частью каких-либо других отношений, образующих предмет действующих отраслей права Российской Федерации.

Замечание 1

Согласно ст.

4 проекта Кодекса, образовательные отношения предлагается понимать как отношения, возникающие на основе норм законодательства об образовании между обучающимся, его родителями (иными законными представителями), образовательным учреждением и педагогическими работниками в связи с получением обучающимся дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования. Согласно данному аспекту, государство формирует особый метод правового регулирования, что позволяет рассматривать образовательные отношения как отдельную отрасль права, с присущей исключительно ей, методом правового регулирования и предметом.

  • Курсовая работа 400 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Фундаментальным изменением в законодательстве регулирующим образовательно право стал закон № 273-ФЗ, принятый в 1013г. в связи с переходом российского образования на болонскую систему.

Была введена образовательная программ среднего профессионального образования, кроме того часть программ образования был присвоен более высокий порядок, что дало возможность работодателям поднять квалификацию рабочих в краткосрочный период, в том числе и на предприятии, если выполнены все необходимые условия установленные образовательным правом.

Теория образовательного права

Определение 1

По общепринятому определению образовательное право – это совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для регулирования образовательных отношений.

Образовательное право отображено на всех уровнях нормативно правовых актов, начиная конституцией – высшей юридической силой, и заканчивая нормативно правовыми актами образовательных организаций.

Также к этому понятию относиться система правоотношений, в которой участники образовательного процесса, вступившие в отношения, наделяются ответственностью, правами и обязанностями, гарантом выполнения которых выступает государство.

Так как у человека во всех случаях существует субъективное оценочное мнение, образовательное право имеет свойства правосознания. Система взглядов и ценностей человека к правовому явлению в рамках образовательного права. И, как и любое другое оценочное суждение, оно формируется из информации, оценки и принятия решения.

При этом, источник информации сам по себе может быть субъективным, что естественным образом искажает принятие решения. Важную роль в этом играет степень юридического образования и практики.

Профессиональная подготовка снижает субъективность оценки при получении информации и увеличивает вероятность принятия справедливого решения, согласно законодательству.

Справедливость того или иного решения определятся степенью удовлетворения интересов большинства граждан, а также распределения прав и свобод для каждого конкретного индивида, без ущемления оных у других людей.

Этот принцип отображается в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ст 5. Согласно закону любой гражданин России имеет право получить образование любого уровня. Ограничение право граждан в ст.

5 устанавливаются дополнительными законами, цель которых снизить потенциальный вред для субъекта или окружающих.

Правовое регулирование образовательного права

Образовательное право является государственным инструментом, регулирующим отношения в сфере образования:

  • имущественные,
  • трудовые,
  • образовательные,
  • управленческие.

При этом образовательные правоотношения не поддаются регулированию методами трудового, гражданского, либо административного права. Основной причиной является законодательное ограничение возраста вступления субъекта в те или иные права, а также возраста несения ответственности за правонарушения. Основными методами воздействия при вышеописанных причинах являются и изучаются педагогикой:

  • убеждение,
  • мотивация,
  • поощрение,
  • принуждение в рамках воспитания.

Замечание 2

Тем не менее, учащийся попадает под все законы, указы и распоряжения, не имеющие возрастных ограничений, и соответственно под всю нормативно правовую базу учебного заведения, с которым осуществляет образовательные отношения.

В случае нарушения правил внутреннего распорядка или устава образовательного заведения, ребенок несет дисциплинарную ответственность согласно установленному нормативно-правовыми документами порядку.

Отрицательная оценка поведения ребенка и степень нарушений, и соответственно наказание, определяется педагогом либо советом школы.

Дисциплинарные воздействия применяются с ограничением либо не применяются вовсе к обучающимся дошкольного и начального школьного образования, обучающимся с ограниченными возможностями, детям-сиротам, детям национальных меньшинств.

При неоднократном нарушении учащимся правил установленных в образовательном учреждении, отрицательного влияния на учащихся, ущемлении прав учащихся и работников, объект дисциплинарного воздействия может быть отчислен на основании закона №273-ФЗ ст.61.

Защита участников образовательного процесса

С целью соблюдения прав участников образовательных отношений, учреждена должность уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.

Должность избирательная, на должность избирается лицо, участник образовательного процесса не занимающий административную должность и имеющий среднее или высшее профессиональное образование.

Приоритетным направлением деятельности является соблюдения прав и свобод ребенка, закрепленных законодательством, в том числе в законе №273-ФЗ.

Уполномоченный обязан разрешать возникающие конфликты путем переговоров, также он несет ответственность за неразглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе разрешения конфликтов. Он имеет право получать и запрашивать любые документы и любую информацию от администрации, либо сторон конфликтной ситуации.

Должность не подотчетна администрации организации, в пределах которой проводится расследование.

В случае выявления факта нарушения прав участников образовательного процесса, уполномоченный содействует разрешению конфликта в форме устных, либо письменных рекомендаций.

Также он обязан обращаться в компетентные органы с ходатайством о возбуждении административного, дисциплинарного производства в отношении должного лица, нарушившего права участника образовательного процесса.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/obrazovatelnoe_pravo_i_ego_zaschita/

Юрист и закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: