Гражданское общ во. Гражданское общество и его происхождение

Содержание
  1. ГРАЖДА́НСКОЕ О́БЩЕСТВО
  2. История понятия «гражданское общество»
  3. Современные представления о гражданском обществе
  4. Структурные компоненты гражданского общества
  5. Гражданское общество и государство – УчительPRO
  6. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
  7. Признаки правового государства
  8. Формы правления
  9. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
  10. Предпосылки возникновения гражданского общества
  11. Структура гражданского общества
  12. Признаки гражданского общества
  13. Теории гражданского общества
  14. Идеи гражданского общества: возникновение и развитие
  15. Гражданское общество сквозь время
  16. Вклад Канта в формирование гражданского общества
  17. Различия гражданского общества и государства
  18. Предпосылки формирования гражданского общества: причины возникновения, структура, значение
  19. Природа и понятие гражданского общества
  20. Функции гражданского общества
  21. Признаки и структура гражданского общества
  22. Предпосылки формирования гражданского общества
  23. Государство и гражданское общество
  24. Правовое государство
  25. Значение гражданского общества

ГРАЖДА́НСКОЕ О́БЩЕСТВО

Гражданское общ во. Гражданское общество и его происхождение

Авторы: А. Ю. Мордовцев

ГРАЖДА́НСКОЕ О́БЩЕСТВО, тип со­ци­аль­но­го уст­рой­ст­ва, ос­нов­ным вы­ра­же­ни­ем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся мно­же­ст­во са­мо­ор­га­ни­зую­щих­ся вне гос. вме­ша­тель­ст­ва ас­со­циа­ций, кор­по­ра­ций, со­ци­аль­ных дви­же­ний и отд.

ини­циа­тив; доб­ро­воль­ное уча­стие в их соз­да­нии и дея­тель­но­сти при­ни­ма­ют ин­ди­ви­ды и груп­пы, по­сред­ст­вом вы­ра­бот­ки об­щих це­лей и кол­лек­тив­ных дей­ст­вий реа­ли­зую­щие свои ча­ст­ные и груп­по­вые ин­те­ре­сы; со­ци­аль­ная ак­тив­ность чле­нов та­ких ор­га­ни­за­ций ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­от­не­се­ни­ем ча­ст­ных ин­те­ре­сов с об­щим бла­гом, об­ще­при­знан­ны­ми цен­но­стя­ми и мо­ра­лью и ус­та­нов­лен­ны­ми пра­во­вы­ми нор­ма­ми.

История понятия «гражданское общество»

 Пер­вые ис­то­рич. фор­мы Г. о. от­но­сят­ся к го­ро­дам-го­су­дар­ст­вам Древ­ней Гре­ции.

Ари­сто­тель опи­сы­вал уст­рой­ст­во по­ли­са как общ­ность сво­бод­ных и рав­ных гра­ж­дан (всех жи­те­лей го­ро­дов), объ­е­ди­нив­ших­ся для за­щи­ты от внеш­них вра­гов и ре­гу­ли­рую­щих свои взаи­мо­дей­ст­вия и об­ще­ние в пре­де­лах го­ро­да че­рез ус­та­нов­лен­ные ими са­ми­ми струк­ту­ры и про­це­ду­ры – po­li­tike koi­nonia, по­ли­тич.

со­об­ще­ст­во, или не­де­ли­мая сис­те­ма вла­сти. Гражд. и по­ли­тич. об­ще­ст­во бы­ли не­раз­ли­чи­мы, по­ли­тич. об­ще­ст­во про­ти­во­пос­тав­ля­лось при­род­но­му ми­ру и внеш­не­му дру­го­му об­ще­ст­ву. Рим. по­ня­тие societas civilis так­же пред­по­ла­га­ло то­ж­де­ст­во гражд. и по­ли­тич. сфер.

Раз­ви­тие со­слов­но­го об­ще­ст­ва, осо­бен­но на ста­дии аб­со­лю­тиз­ма, да­ло при­ме­ры со­ци­аль­ной са­мо­ор­га­ни­за­ции, пре­ж­де все­го мо­на­ше­ские ор­де­на, ку­пе­че­ские и ре­мес­лен­ные гиль­дии. Од­на­ко фак­ти­че­ски это бы­ло не раз­де­ле­ние об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва, а внутр. диф­фе­рен­циа­ция по­ли­тич. уст­рой­ст­ва.

Эпо­ха Про­све­ще­ния ак­туа­ли­зи­ро­ва­ла во­прос о прин­ци­пи­аль­ном раз­ли­чии со­ци­аль­ной и по­ли­тич. сфер, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва. Аб­со­лют­ная власть мо­нар­ха ос­та­ви­ла за со­бой ста­тус един­ст­вен­но­го субъ­ек­та гос. прав­ле­ния, от­стра­нив от не­го все со­сло­вия и кор­по­ра­ции, а в об­ществ.

сфе­ре на­ча­лась ре­ор­га­ни­за­ция на ос­но­ве но­вых эга­ли­тар­ных прин­ци­пов, прин­ци­пов не­за­ви­си­мо­сти, сво­бо­ды вы­бо­ра и мо­раль­но­го дол­га. То­гда же в по­ли­тич.

мыс­ли поя­ви­лись идеи о ес­те­ст­вен­ных пра­вах че­ло­ве­ка, на­ча­лось осо­зна­ние ра­вен­ст­ва гра­ж­дан пе­ред го­су­дар­ст­вом (за­ко­ном) вне за­ви­си­мо­сти от при­над­леж­но­сти к ка­ко­му-то со­сло­вию и кон­фес­сии. Прак­ти­ки ав­то­ном­ной дея­тель­но­сти со­сло­вий, ре­лиг. рас­ко­ла, эко­но­мич.

пред­при­ни­ма­тель­ст­ва бы­ли опи­са­ны в тер­ми­нах об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра – ко­гда го­су­дар­ст­во (мо­нарх) бра­ло на се­бя функ­ции за­щи­ты лю­дей от них са­мих и от внеш­ней уг­ро­зы (Т.

 Гоббс) или об­ще­ст­во ста­ви­ло над со­бой го­су­дар­ст­во, на­де­ля­ло его пол­но­мо­чия­ми по управ­ле­нию при ус­ло­вии со­блю­де­ния сво­ей ав­то­ном­но­сти (Дж. Локк).

В это вре­мя на­чи­на­ет скла­ды­вать­ся пра­во­вая сис­те­ма, за­кре­п­ляю­щая за­ко­ном от­но­ше­ния ме­ж­ду го­су­дарст­вом и об­ще­ст­вом, га­ран­ти­рую­щая со­блю­де­ние прав гра­ж­дан, в пер­вую оче­редь прав соб­ст­вен­но­сти, и ус­та­нов­лен­ных норм в дея­тель­но­сти об­ще­ст­ва. Ес­те­ст­вен­но, кон­цеп­туа­ли­за­ция но­вых от­но­ше­ний от­ра­жа­ла не ре­аль­ные дос­ти­же­ния, но по­пыт­ки вы­де­лить чер­ты но­вой мо­де­ли со­ци­аль­но­го уст­рой­ст­ва (по­лу­чив­шей впо­след­ст­вии наз­ва­ния ин­ду­ст­ри­аль­ной, бур­жу­аз­ной, ка­пи­та­ли­сти­че­ской).

Шотл. мо­ра­ли­сты (А. Фер­гю­сон, ко­то­ро­му при­над­ле­жит пер­вен­ст­во в при­ме­не­нии са­мо­го тер­ми­на «гра­ж­дан­ское об­ще­ст­во», civil society) и по­лит­эко­но­мы (А.

 Смит) от­ме­ти­ли са­мый ак­тив­ный ком­по­нент со­вре­мен­но­го им об­ще­ст­ва – хо­зяй­ст­вую­щих на ос­но­ве прав соб­ст­вен­но­сти и сво­бо­ды не­за­ви­си­мых субъ­ек­тов – и оп­ре­де­ля­ли Г. о. как тру­до­вой и ме­но­вой со­юз, на­це­лен­ный на дос­ти­же­ние соб­ств. ин­те­ре­сов, но в ко­неч­ном ито­ге спо­соб­ст­вую­щий при­рас­та­нию об­ществ. бо­гат­ст­ва.

Осо­бую роль в со­ци­аль­ных про­цес­сах они от­во­ди­ли об­ществ. раз­де­ле­нию тру­да, ко­гда чле­ны Г. о., за­ня­тые в про­из­вод­ст­ве, пе­ре­до­ве­ря­ли свои пра­ва на за­щи­ту в мо­но­по­лию го­су­дар­ст­ва, спе­циа­ли­стам по за­щи­те (про­фес­сио­на­лам во­ен­ным и юри­стам).

Но Фер­гю­сон ви­дел в та­ком от­чу­ж­де­нии прав и пре­об­ла­да­нии ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей в об­ще­ст­ве по­тен­ци­аль­ную уг­ро­зу ус­та­нов­ле­ния на­силь­ст­вен­но­го прав­ле­ния. До­го­вор­ные от­ноше­ния ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом и Г. о. из­на­чаль­но мыс­ли­лись как не­ус­той­чи­вые, тре­бую­щие со сто­ро­ны Г. о.

ак­тив­но­го от­стаи­ва­ния сво­их прав, оп­ре­де­лён­но­го кон­тро­ля над го­су­дар­ст­вом. Франц. эн­цик­ло­пе­ди­сты по­ни­ма­ли Г. о. как об­ще­ст­во рав­ных пе­ред вер­хов­ной вла­стью и за­ко­ном гра­ж­дан, объ­е­ди­нён­ных в на­цию, – не­кую ан­ти­те­зу со­слов­но­му (по су­ти сред­не­ве­ко­во­му) об­ще­ст­ву.

Наи­бо­лее чёт­кая ха­рак­те­ри­сти­ка Г. о. от­но­сит­ся к 19 в., ко­гда от­но­ше­ния го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва при­об­ре­ли ус­то­яв­шие­ся фор­мы, и при­над­ле­жит Г. В. Ф. Ге­ге­лю (bürgerliche Gesellschaft).

Вме­сто ди­хо­то­мии «го­су­дар­ст­во – гра­ж­дан­ское об­ще­ст­во» он пред­ло­жил триа­ду «се­мья – гра­ж­дан­ское об­ще­ст­во – го­су­дар­ст­во», в ко­то­рой объ­е­ди­нил сво­бо­ду лич­но­сти, мо­но­лит­ность по­ли­тич. уст­рой­ст­ва и мно­же­ст­вен­ность и ав­то­ном­ность со­ци­аль­ных объ­е­ди­не­ний. Г. о. не сво­ди­лось к эко­но­мич.

сфе­ре, бо­лее то­го, ему от­во­ди­лась роль по­сред­ни­ка ме­ж­ду ча­ст­ной лич­ной жиз­нью ин­ди­ви­да и без­лич­ным го­су­дар­ст­вом. Ге­гель пре­об­ра­зо­вал по­сто­ян­ное на­пря­же­ние и про­ти­во­стоя­ние, при­сут­ст­вую­щие в клас­сич. по­ни­ма­нии от­но­ше­ний го­су­дар­ст­ва и Г. о., во взаи­мо­про­ник­но­ве­ние.

Диа­лек­ти­ка та­ко­го ро­да взаи­мо­от­но­ше­ний оз­на­ча­ла ко­ле­ба­ния Г. о. ме­ж­ду ин­те­гра­ци­ей и от­чу­ж­де­ни­ем, а го­су­дар­ст­ва – ме­ж­ду уси­ле­ни­ем сво­их по­зи­ций и ус­туп­ка­ми.

К. Маркс ин­тер­пре­ти­ро­вал Г. о. 19 в. в клю­че эко­но­мич. де­тер­ми­низ­ма и клас­со­вой при­ро­ды бур­жу­аз­но­го об­ще­ст­ва. Он ото­жде­ст­в­лял Г. о. с эко­но­мич. сфе­рой (т. е.

с ин­ду­ст­ри­аль­ны­ми от­но­ше­ния­ми), ко­то­рая чре­ва­та ан­та­го­низ­мом ин­те­ре­сов её уча­ст­ни­ков и пре­об­ла­да­нием ин­те­ре­сов бур­жуа­зии, что ве­ло к даль­ней­ше­му ото­жде­ст­в­ле­нию Г. о. с бур­жу­аз­ным (тем бо­лее, что в нем. яз. эти по­ня­тия не­раз­ли­чи­мы).

Го­су­дар­ст­во в та­ких ус­ло­ви­ях не мо­жет быть ней­траль­ным ин­ст­ру­мен­том ре­гу­ли­ро­ва­ния жиз­ни об­ще­ст­ва (по его мне­нию, про­воз­гла­ше­ние фор­маль­но­го ра­вен­ст­ва не­рав­ных гра­ж­дан яв­ля­ет­ся об­ма­ном), гра­ж­дан­ское (оно же бур­жу­аз­ное) об­ще­ст­во гла­вен­ст­ву­ет над го­су­дар­ст­вом и ис­поль­зу­ет его для об­слу­жи­ва­ния сво­их ин­те­ре­сов. Позд­нее А. Грам­ши рас­ши­рил мар­кси­ст­скую трак­тов­ку Г. о. По его мыс­ли, го­су­дар­ст­во – ин­сти­тут по­ли­тич. при­ну­ж­де­ния, а Г. о. – это сфе­ра куль­тур­ных и идео­ло­гич. прак­тик, где фор­ми­ру­ет­ся об­ществ. мне­ние, влияю­щее на го­су­дар­ст­во. Совр. мар­ксис­ты гл. роль Г. о. ви­дят в ро­ли по­сред­ни­ка ме­ж­ду эко­но­мич. сфе­рой и го­су­дар­ст­вом.

В ис­то­рии 20 в. со­дер­жат­ся по­пыт­ки пре­одо­ле­ния дуа­лиз­ма го­су­дар­ст­ва и Г. о., в ви­де то­та­ли­та­риз­ма и го­су­дар­ст­ва все­об­ще­го бла­го­ден­ст­вия в поль­зу го­су­дар­ст­ва-дик­та­то­ра и унич­то­же­ния Г. о. (сво­бо­ды лич­но­сти) – в пер­вом слу­чае, го­су­дар­ст­ва-бла­го­де­те­ля и гра­ж­да­ни­на-иж­ди­вен­ца – во вто­ром.

Современные представления о гражданском обществе

Ис­сле­до­ва­те­ли кон. 20 – нач. 21 вв. под­чёр­ки­ва­ют, что ме­ж­ду по­ня­ти­ем «Г. о.» и од­но­по­ряд­ко­вым ему по­ня­ти­ем «об­ще­ст­во» есть не толь­ко оче­вид­ная взаи­мо­связь, но и весь­ма су­ще­ст­вен­ные раз­ли­чия.

Об­ще­ст­во как со­во­куп­ность от­но­ше­ний ме­ж­ду людь­ми ста­но­вит­ся гра­ж­дан­ским лишь на оп­ре­де­лён­ной ста­дии сво­его раз­ви­тия. По­это­му ка­те­го­рия Г. о.

 от­ра­жа­ет но­вое ка­че­ст­вен­ное со­стоя­ние об­ще­ст­ва, ос­но­ван­ное на раз­ви­тых фор­мах его са­мо­ор­га­ни­за­ции и са­мо­ре­гу­ля­ции, на оп­ти­маль­ном со­че­та­нии пуб­лич­ных (го­су­дар­ст­вен­но-об­ще­ст­вен­ных) и ча­ст­ных (ин­ди­ви­ду­аль­ных) ин­те­ре­сов при оп­ре­де­ляю­щем зна­че­нии по­след­них.

Гра­ж­дан­ско­му об­ще­ст­ву про­ти­во­сто­ит не про­сто «не гра­ж­дан­ское» об­ще­ст­во, т. е. об­ще­ст­во, не об­ла­даю­щее ка­че­ст­ва­ми гра­ж­дан­ско­го, а об­ще­ст­во на­си­лия, по­дав­ле­ния лич­но­сти и гос. кон­тро­ля над об­ществ. и лич­ной жиз­нью его чле­нов.

Г. о. по сво­им внутр. свой­ст­вам долж­но быть пра­во­вым. В ус­ло­ви­ях Г. о.

сво­бо­да и спра­вед­ли­вость вы­сту­па­ют фак­то­ра­ми, упо­ря­до­чи­ваю­щи­ми дея­тель­ность лю­дей, кол­лек­ти­вов и ор­га­ни­за­ций. Од­на­ко отд. че­ло­век как член Г. о.

 об­ре­та­ет сво­бо­ду в ре­зуль­та­те сво­ей спо­соб­но­сти под­чи­нять­ся при­ня­тым в нём нор­ма­тив­ным тре­бо­ва­ни­ям и при­зна­ния рав­ной сво­бо­ды др. лю­дей.

Дру­гая осо­бен­ность Г. о. свя­за­на с тем, что ос­но­вой функ­цио­ни­ро­ва­ния та­ко­го об­ще­ст­ва яв­ля­ет­ся не про­сто соз­да­ние оп­ре­де­лён­но­го по­ля (про­стран­ст­ва) реа­ли­за­ции ча­ст­ных ин­те­ре­сов, юри­ди­че­ски не­за­ви­си­мо­го от гос.

вла­сти, но дос­ти­же­ние вы­со­ко­го уров­ня са­мо­реа­ли­за­ции, са­мо­ре­гу­ля­ции об­ще­ст­ва. Осн. функ­ции по на­ла­жи­ва­нию со­вме­ст­ной дея­тель­но­сти чле­нов Г. о. в отд. сфе­рах (пред­при­ни­ма­тель­ст­ве и др. ви­дах дея­тель­но­сти, се­мей­ных от­но­ше­ни­ях, лич­ной жиз­ни и т. п.

) долж­ны осу­ще­ст­в­лять­ся в этом слу­чае не с по­мо­щью ору­дий и средств стоя­щей над об­ще­ст­вом гос. вла­сти как «осо­бой пуб­лич­ной вла­сти», а са­мим об­ще­ст­вом на прин­ци­пах ак­тив­но­го уча­стия, са­мо­ог­ра­ни­че­ния и са­мо­управ­ле­ния. Функ­цио­наль­ная ха­рак­те­ри­сти­ка об­ществ совр.

ти­па за­клю­ча­ет­ся не толь­ко в том, что го­су­дар­ст­во «ус­ту­па­ет» оп­ре­де­лён­ную сфе­ру ча­ст­ных ин­те­ре­сов са­мо­му об­ще­ст­ву, «от­да­ёт» ему на от­куп ре­ше­ние тех или иных про­блем.

На­про­тив, са­мо об­ще­ст­во, дос­ти­гая но­во­го уров­ня сво­его раз­ви­тия, при­об­ре­та­ет спо­соб­ность са­мо­стоя­тель­но, без вме­ша­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва, осу­ще­ст­в­лять со­от­вет­ст­вую­щие функ­ции. Бо­лее то­го, раз­ви­тое Г. о. спо­соб­но вли­ять на оп­ре­де­лён­ные по­ли­тич. ре­ше­ния; на­ря­ду с де­мо­кра­тич.

про­це­ду­ра­ми, дей­ст­вен­ной пра­во­вой сис­те­мой и об­ществ. мне­ни­ем яв­ля­ет­ся од­ним из элементов сдер­жи­ва­ния воз­мож­но­го про­из­во­ла вла­стей, со­став­ля­ет не­об­хо­ди­мый для ста­биль­но­го, ус­той­чи­во­го раз­ви­тия про­ти­во­вес го­су­дар­ст­ву.

В от­ли­чие от пред­став­ле­ний о Г. о., аб­со­лю­ти­зи­рую­щих ча­ст­ные ин­те­ре­сы (их гл. но­си­те­ли – ча­ст­ные соб­ст­вен­ники), пред­став­ле­ния о Г. о.

по­стин­ду­ст­ри­аль­но­го пе­рио­да ос­но­вы­ва­ют­ся на при­зна­нии не­об­хо­ди­мо­сти обес­пе­че­ния оп­ти­маль­но­го, гар­мо­нич. со­че­та­ния ча­ст­ных и об­ществ. ин­те­ре­сов.

Осо­бое зна­че­ние это име­ет для пост­со­циа­ли­сти­че­ских и эко­но­ми­че­ски сла­бо­раз­ви­тых стран, всту­пив­ших на путь мо­дер­ни­за­ции.

Структурные компоненты гражданского общества

Пре­ж­де все­го Г. о. – это об­ще­ст­во ци­ви­ли­зо­ван­ных ры­ноч­ных от­но­ше­ний. В ры­ноч­ных ус­ло­ви­ях со­ци­аль­ная ор­га­ни­за­ция Г. о. име­ет слож­ный со­став, она от­ра­жа­ет раз­ли­чия отд. со­ци­аль­ных групп (или страт) в сис­теме от­но­ше­ний соб­ст­вен­но­сти, про­из­вод­ст­ва и, со­от­вет­ст­вен­но, рас­пре­де­ле­ния ма­те­ри­аль­ных благ.

В со­от­вет­ст­вии с этим кри­те­ри­ем мож­но вы­де­лить три осн. груп­пы, со­став­ляю­щие Г. о., – на­ём­ных ра­бот­ни­ков, пред­при­ни­ма­те­лей и не­тру­до­спо­соб­ных гра­ж­дан. Дос­ти­же­ние взве­шен­но­го ба­лан­са эко­но­мич. ин­те­ре­сов и ма­те­ри­аль­ных воз­мож­но­стей этих групп обес­пе­чи­ва­ет ус­той­чи­вость раз­ви­тия и по­ли­тич.

ста­биль­ность кон­крет­ных об­ществ. Об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ция Г. о. от­ли­ча­ет­ся от го­су­дар­ст­вен­но-по­ли­тич. ор­га­ни­за­ции, от гос. управ­ле­ния об­ще­ст­вом. Ре­аль­ный де­мо­кра­тизм Г. о.

как ос­но­ва обес­пе­че­ния дей­ст­ви­тель­ной сво­бо­ды лич­но­сти ста­но­вит­ся воз­мож­ным имен­но то­гда, ко­гда об­ще­ст­во, при­об­ре­тая ка­че­ст­ва гра­ж­дан­ско­го, пра­во­во­го, вы­ра­ба­ты­ва­ет соб­ст­вен­ные, не­го­су­дарств. об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич. ме­ха­низ­мы са­мо­ре­гу­ля­ции и са­мо­ор­га­ни­за­ции. Про­ис­хо­дит т. н. по­ли­тич.

ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ция Г. о., т. е. об­ще­ст­во са­мо­ор­га­ни­зу­ет­ся с по­мо­щью та­ких ин­сти­ту­тов, как по­ли­тич. пар­тии, мас­со­вые дви­же­ния, проф. сою­зы, жен­ские, ве­те­ран­ские, мо­ло­дёж­ные, ре­лиг. ор­га­ни­за­ции, творч. сою­зы, зем­ля­че­ст­ва, фон­ды, ас­со­циа­ции и др. доб­ро­воль­ные объ­е­ди­не­ния гра­ж­дан, соз­да­вае­мые на ос­но­ве их по­ли­тич.

, проф., куль­тур­ных и иных ин­те­ре­сов. Важ­ной кон­сти­ту­ци­он­ной ос­но­вой по­ли­тич. ин­сти­ту­цио­на­ли­за­ции Г. о. яв­ля­ет­ся прин­цип по­ли­тич. и идео­ло­гич. плю­ра­лиз­ма (мно­го­об­ра­зия), мно­го­пар­тий­ность.

Источник: https://bigenc.ru/sociology/text/2375501

Гражданское общество и государство – УчительPRO

Гражданское общ во. Гражданское общество и его происхождение

Раздел ЕГЭ: 4.6. Гражданское общество и государство

Для каждого государства необходимым условием существования является наличие суверенитета — независимости.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

Правовое государство — государство, в котором есть разделение властей, чья деятельность ограничивается правом. Его гражданам гарантируется свобода личности, а также возможность контролировать власть.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических форм правления.

В авторитарных и тоталитарных режимах лишь провозглашаются права и свободы человека.

Поэтому принципом правового государства должно являться верховенство права в обществе, что предполагает подчинение закону всех граждан, организаций, а также самого государства, его органов и должностных лиц.

Признаки правового государства

Правовым может считаться только то государство, в котором собраны следующие признаки:

  • права и закон главенствуют и соблюдаются во всех сферах жизни общества;
  • соблюдаются права и свободы человека;
  • в государстве существует реальное разделение властей;
  • государство отвечает перед гражданином, и наоборот;
  • национальная правовая система подчиняется международному праву.

Формы правления

Правовое государство не имеет единого стандарта существования, государства различаются между собой в зависимости от политического режима, а также формы правления.

Монархия. Глава государства управляет им пожизненно и передаёт власть по наследству. Народ не является источником власти и не принимает участия в определении того, кто будет монархом. Выделяют следующие виды:

  • абсолютная монархия (властью обладает исключительно монарх);
  • конституционная монархия (власть монарха ограничена представительными органами).

Республика. Властью на ограниченный срок наделяются государственные органы, представителей которых выбрал сам народ. Республика может быть:

  • парламентская — верховная власть принадлежит парламенту, им же формируется правительство; главу государства избирает население или парламент, он наделён формальными полномочиями;
  • президентская — население выбирает главу государства и парламент на ограниченный срок, правительство подответственно президенту;
  • полупрезидентская — президент и парламент избираются народом, после чего президент назначает правительство.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Только при условии существования правового государства имеет смысл говорить о наличии гражданского общества.

Гражданское общество — все негосударственные общественные отношения и объединения, выражающие разнообразные интересы и потребности членов общества. людьми. При этом гражданское общество может выступать в двух значениях.

  • Реальное. Общество, которое существует независимо от нашего сознания. Появилось раньше государства вместе с первобытными
  • Идеальное. Вершина развития общества, созданного при правовом государстве. До сих пор не достигнуто.

Предпосылки возникновения гражданского общества

Социальные:

  • большой удельный вес в обществе среднего класса.

Культурные:

  • обеспечение прав человека на информацию;
  • высокий образовательный уровень населения;
  • свобода совести.

Политико-правовые:

  • юридическое равенство граждан;
  • полное обеспечение прав и их защита;
  • демократизация власти;
  • политический плюрализм.

 Экономические:

  • частная собственность;
  • многоукладная экономика;
  • свободный рынок и конкуренция.

Структура гражданского общества

Социально-политическая сфера гражданского общества включает:

  • ассоциации потребителей;
  • благотворительные фонды;
  • политические партии;
  • спортивные общества;
  • общественно-политические движения и организации;
  • органы местного самоуправления;
  • церковь;
  • кооперативы;
  • семью;
  • союзы предпринимателей;
  • независимые СМИ.

Признаки гражданского общества

  • Общество влияет на своих граждан без помощи государства. Оно воспитывает, социализирует граждан, применяет к ним санкции при несоблюдении общественных норм.
  • Общество защищает от государства своих граждан, их интересы, права и свободы.
  • Общество ограничивает действия политической власти, препятствует незаконному вмешательству в частную жизнь граждан государства.
  • Общество содействует развитию политической системы в духе демократии и гуманизма.

Теории гражданского общества

В настоящее время существуют четыре теории, которые объясняют, что такое гражданское общество.

  • Противопоставление анархии. Гражданское общество систематизирует и упорядочивает общественные отношения, не даёт им превратиться в хаос.
  • Противоположность церкви. Гражданское общество ставится в противовес церковному, которое ориентируется на законы церкви, а не государства.
  • Противоположность государству. В отличие от государства, в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи.
  • Феномен западной цивилизации. Гражданское общество появилось с развитием демократии и действует согласно её принципам.

Вы смотрели конспект «Гражданское общество и государство»

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B8-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/

Идеи гражданского общества: возникновение и развитие

Гражданское общ во. Гражданское общество и его происхождение

Гражданское общество представляет собой свободное демократическое общество, основанное на праве.

Такое общество ориентируется на определенного гражданина, и организует атмосферу уважения по отношению к традициям и законам права и межнациональным гуманистическим идеалам.

Гражданское общество обеспечивает возможности к достижению благополучия и осуществления прав личности и гражданина, в то же время естественным образом создающее инструменты для ограничения власти и регулирования активности органов правительства.

Происхождение гражданского общества отражается в истории развития цивилизаций, которую можно описать как стремление мыслящих личностей каждой эпохи организовать модель идеального общественного строя, где основополагающими факторами были бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Создание такого общества всегда было привязано к вопросам улучшения государства и преобладание роли права и закона.

Гражданское общество сквозь время

К примеру, в Древнем мире эта идея выражалась в теории эйдоса Платона. К тому же, стоит принять во внимание выражение Аристотеля о том, что государство представляет собой самодостаточную единицу, состоящую из граждан, что, другими словами, и представляет собой гражданское общество.

Цицерон, поддерживая идею равноправие людей, упоминал, что закон является связующим звеном гражданского общества, а право, созданное законом, едино для каждого.

Во время ранних стадий развития человечества, такое общество полностью ассоциировалось с государством, что было вызвано текущим экономическим развитием человечества и развитием социально-политических отношений.

Замечание 1

В такие отношения входят принципы разделения труда, зачатки в развитии товарно-денежных отношений, связывание общественной жизни с государством, и социальная структура, базирующаяся на кастах.

Дальнейшее развитие отношений в обществе определило дальнейшее изменение во взглядах ученых в гражданском обществе. В 16-17 веках в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж.

Руссо четко прослеживалась позиция различения форм государственного устройства и гражданского общества.

Гражданское общество являлось таковым только если оно было основано на естественно-правовых и договорных началах.

Пример 1

Локк полагал, что абсолютная монархия никак не может быть примером гражданского общества, и вообще не представляет собой форму гражданского правления. Макиавелли же утверждал, что лучшим государством является то, где присутствуют и монархия, и аристократия, и демократия – каждая из этих форм несет в себе роль ограничения влияния двух других.

Вклад Канта в формирование гражданского общества

Основы гражданского общества можно найти и у И. Канта, который считал, что:

  1. Индивид обязан создавать все своими силами и нести ответственность за созданное.
  2. Причинами для самосовершенствования у человека являются столкновение человеческих интересов и необходимость эти интересы защищать.
  3. Гражданская свобода, которая подкреплена правом на законодательном уровне, является основным условием для самосовершенствования, гарантией сохранения и возвышения человеческого достоинства.

Опиши задание

Основы, обозначенные Кантом, определенно можно заложить в основу теории гражданского общества. После того, как Кант перенес идею антагонизма между индивидами как стимула для саморазвития на межгосударственные отношения, он приходит к выводу о том, что основным вопросом перед человечеством, созданным для него природой, является создание всеобщего правового гражданского общества.

В. Гумбольдт, поддерживая философское учение Канта, стремился продемонстрировать противоречия и различия между гражданским обществом и государством на конкретных примеров.

К гражданскому обществу Гумбольдт относил систему национальных и общественных учреждений, которые создаются гражданами, а также естественное и общее право человека.

С другой стороны, государство состоит, по предположению Гумбольдта, из системы государственных институтов, позитивного права, которое создается этим же государством, и гражданина.

Немаловажную роль в создании четких представлений о гражданском обществе сыграл Г. В. Гегель, который описал его как сферу действия частного интереса.

К такому обществу Гегель причислял семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и юридические отношения, являющиеся результатом взаимодействия.

Особая роль в этой идее отводилась гражданам, которые противостоят друг другу.

Различия гражданского общества и государства

К. Маркс и Ф. Энгельс представили миру материалистическую характеристику этому явлению и категории, которая его отражает. Авторы утверждали, что гражданское общество являет собой все материальное общение людей в рамках конкретной стадии развития производительных сил.

Такое общество включает в себя полную торгово-промышленную жизнь этой стадии и выходит за государственные и национальные рамки. Однако, с другой стороны, гражданскому обществу необходимо представлять себя во внешней среде как национальность, а во внутренней – как государство.

Замечание 2

Исторический анализ идей и суждений показывает, что формирование гражданского общества – сложный и противоречивый процесс, который охватывает сотни лет, начиная с зачатков формирования элементов гражданского общество в античном мире (Афины и Рим). Этот процесс проявился и в Средневековых городах, таких как Любек и Новгород, а в настоящее время может наблюдаться в развитых странах Европы и Америки.

Формирование гражданского общества зависит от стадий, на которых находятся экономические и правовые отношения, личностные и экономические свободы граждан, и актуальности инструментов для ограничения власти государственных структур.

Определенные характеристики гражданского общества заложены в каждой системе общества, но они могут находиться на разных стадиях развития. К примеру, в один отрезок времени эти качества находятся в своем начальном состоянии, а при тоталитарном государстве эти качества вообще подавлены.

Характеристики гражданского общества могут быть в состоянии готовности к прорыву, или, при отчетливых признаках классового общественного строя, они лишь дозируются.

Исключительно при достижении социального равенства при демократическом государстве эти характеристики несут в себе преобладающий характер.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/idei-grazhdanskogo-obschestva/

Предпосылки формирования гражданского общества: причины возникновения, структура, значение

Гражданское общ во. Гражданское общество и его происхождение

Современная Россия на данный момент является именно тем социальным пространством, где демократизация общественных отношений, повышение активности и самодеятельности граждан и их ассоциаций являются важнейшими условиями ее дальнейшего прогресса. Это во многом связано с созданием необходимых условий и предпосылок формирования в России гражданского общества.

Этот вопрос как никогда актуален в наши дни. В данной статье мы рассмотрим понятие, признаки и предпосылки формирования гражданского общества.

Природа и понятие гражданского общества

В своем развитии гражданское общество проходит ряд исторических этапов. Его зачатки появляются с возникновением простейших объединений людей, способных к коллективным и самостоятельным действиям.

Община является первичной формой гражданского общества, которая пыталась обеспечивать удовлетворение интересов и потребностей людей.

Впоследствии гражданское общество выражается в таких социальных образованиях, как классы, сословия, которые создали государство с целью защиты своих интересов.

На сегодняшний день выделяют два ключевых подхода к определению содержания гражданского общества – широкий и узкий. В первом трактовка подразумевает не охватываемую государством часть населения.

А значит, гражданское общество выступает здесь в качестве своего рода антитезы или противовеса государству. В таком типе социума человек не просто безмолвный объект управления, а центральная фигура в жизни государства.

Соблюдение гражданских прав и свобод, удовлетворение личных потребностей индивидов – вот те ценности, которые определяют функционирование и развитие гражданского общества.

В узком же смысле гражданское общество представляет собой совокупность отношений, которые складываются вне рамок и без государственного вмешательства.

Следовательно, это определенная часть человеческого социума – сфера негосударственных отношений, институтов и структур, обладающая собственной иерархией, содержанием и функциями.

Здесь оно является посредником между личностью и властью и выполняет функцию согласования общественных и частных интересов.

Функции гражданского общества

Перечислим несколько важнейших функций, которые выполняет гражданское общество :

  1. Защищает частную жизнь граждан от необоснованной жесткой регламентации государством.
  2. Создает и развивает механизмы общественного самоуправления.
  3. Способствует упрочению демократических государственных органов и политической системы.
  4. Обеспечивает гарантии прав и свобод граждан, а также равный доступ к участию в общественных и государственных делах.
  5. За счет различных средств и санкций способствует соблюдению гражданами общественных норм, обеспечивает их воспитание и социализацию (функция социального контроля).
  6. Информирует государство о потребностях общества, удовлетворение которых возможно только силами государства (коммуникационная функция).
  7. Создает структуры, на которых держится общественная жизнь (стабилизирующая функция).

Признаки и структура гражданского общества

К ключевым признакам подобного социального строя относятся правовая защищенность граждан, высокий уровень демократии, развитая гражданская культура, наличие самоуправления, активная социальная политика государства, многообразие форм собственности, свобода мнений и наличие плюрализма.

Важной предпосылкой формирования гражданского общества является эффективное функционирование его структурных элементов.

Существуют такие формы выражения, как благотворительные фонды, общественные движения, лоббистские организации, политические партии, союзы предпринимателей, муниципальные коммуны, научные, культурные и спортивные организации и общества. К элементам гражданского общества относятся также и независимые СМИ, церковь, семья.

Предпосылки формирования гражданского общества

Мы определили, какими признаками и свойствами обладает подобное общество, какие выполняет функции и имеет строение. Структура и предпосылки формирования гражданского общества тесно связаны.

Очевидно, что указанные выше формы социальной организации можно поделить на группы, соответствующие различным сферам общественной жизни.

Итак, основы гражданского общества подразделяются на политико-правовые, экономические и духовные (или культурно-нравственные).

Политико-правовую предпосылку формирования гражданского общества кратко можно охарактеризовать верховенством закона и равенством всех перед ним. А также разделением властей и децентрализацией их полномочий, доступом граждан к участию в общественных и государственных организациях, политическим плюрализмом и обеспечением прав человека, а также отсутствием тотального контроля над СМИ.

Экономическими предпосылками формирования гражданского общества являются рыночная экономика и различные формы собственности.

Культурно-нравственная основа гражданского общества, в свою очередь, характеризуется развитыми нравственными отношениями, свободой совести, ориентированностью на созидание и следование базовым человеческим ценностям.

Таким образом, предпосылками формирования гражданского общества в сфере экономики являются рыночные отношения и частная собственность, в политической – демократия, право и закон, а в духовной – справедливость и нравственность.

Государство и гражданское общество

Рассматривая гражданское общество как форму социальной организации, нельзя отделять его от государства. В наше время существует немного сфер, которые находятся исключительно в компетенции гражданского общества, поэтому оно и государство в современных условиях тесно сотрудничают друг с другом.

Существуют две тенденции их взаимосвязи:

  1. Деэтатистская тенденция подразумевает ограничение официальной власти. Данный подход предполагает активное гражданское общество, которое осуществляет контроль над государством, расширенное влияние политических партий и групповых интересов, децентрализацию ряда функций государства, а также усиление самоуправленческих начал.
  2. Этатистская тенденция означает усиление роли государства. Данное направление опирается на необходимость государственного регулирования информации и других сфер общества, решения социальных проблем, расширения международных связей, привлечения государственного капитала, проведения сбалансированной политики регионов и т. д.

Важно подчеркнуть, что, какая бы тенденция ни преобладала в данном вопросе, механизм успешного взаимодействия гражданского общества и власти сводится к следующим принципам:

  • Разделение ветвей власти.
  • Политический плюрализм.
  • Легальная оппозиция.

Правовое государство

Служить обществу и создавать необходимые условия для комфортного существования в нем личности – главное назначение и функция любого государства. При условии функционирования развитого и эффективного гражданского общества открывается возможность реализации указанной функции. Здесь следует уточнить, что развиваться гражданское общество может лишь в государстве, которое гарантирует:

  • во-первых, физическую безопасность граждан;
  • во-вторых, индивидуальную свободу;
  • в-третьих, политические и гражданские права личности;
  • в-четвертых, устанавливает границы государственного вмешательства в жизнь общества.

Перечисленные выше характеристики описывают не что иное, как правовое государство.

Конституционное государство подразумевает такую организацию политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного и справедливого закона, действует в определенных им рамках, обеспечивает правовую и социальную защищенность своих граждан. При этом, как сама власть, так и граждане имеют определенные законом права и обязанности.

Становится очевидным, что правовое государство является важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества.

Российская Федерация является правовым демократическим государством, следовательно, в нем имеются предпосылки для становления и развития гражданского общества.

В посттоталитарной России институты гражданского общества складываются довольно медленно, что может объясняться нежеланием населения принимать участие в политической жизни страны, а также низким уровнем доверия к власти. Кроме того, можно сказать, что формируемые структуры в российском государстве существуют лишь формально и пока не совсем наполнены реальным содержанием.

Тем не менее прошло еще слишком мало времени с момента, когда в России началась реформаторская деятельность, направленная на создание правового государства и взращивания в нем гражданского общества. За годы реформ страна, несомненно, преобразилась. Это выразилось в следующем:

  • В экономической сфере возникли рыночные отношения, различные формы собственности.
  • В политической – разделение властей, легальная оппозиция, политический плюрализм, демократический режим.
  • В духовной сфере – свобода совести и веры, независимость СМИ.
  • В правовой – обеспечение прав и свобод граждан, взаимная ответственность государства и личности, обеспечение безопасности.

Очевидно, что в нашей стране идет активное развитие предпосылок формирования гражданского общества.

Значение гражданского общества

Нельзя недооценивать роль и значение гражданского общества в современном мире, ведь именно оно способно обеспечить реализацию и развитие демократических начал в мире.

Его функционирование означает возможность повышать уровень жизни населения в целом и отдельного человека в частности.

Именно сбалансированная гражданским обществом государственная власть способна быть наиболее полезной и эффективной.

Источник: https://FB.ru/article/383712/predposyilki-formirovaniya-grajdanskogo-obschestva-prichinyi-vozniknoveniya-struktura-znachenie

Юрист и закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: