Цветаева тоска по родине авторские знаки препинания. Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Тоска по родине! Давно…»

Цветаева тоска по родине авторские знаки препинания. Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой

Живя за границей, Марина Цветаева скучала по родной России. Но она не могла вернуться из Праги из-за сложной политической ситуации. Все свои эмоции поэтесса выплескивала на бумагу и писала стихи. Среди них «Тоска по родине! Давно…», анализ стихотворения поможет понять мотивы его написания и настроения Цветаевой в тот период ее жизненного и творческого пути.

План анализа

Работу над стихотворением лучше разделить на несколько пунктов и кратко их охарактеризовать. Основные пункты:

  1. История создания — произведение было написано в 1934 году, когда Марина жила в Чехии.
  2. Тема поэзии — печаль в разлуке с родиной.
  3. Жанровая принадлежность — лирическое стихотворение.
  4. Стихотворная форма — четырехстопный ямб.
  5. Композиция — стих неоднородный с неточными рифмами и линейным изложением мыслей.
  6. Художественные средства — эпитеты, сравнения и большое количество восклицаний.

Краткий анализ «Тоски по родине» Цветаевой можно детализировать и расписать по каждому из пунктов. Особенно это будет полезно для школьников, во время написания сочинения по стихотворению или подготовки к ЕГЭ.

История написания

Революция и становление советской власти в России стало тяжелым периодом в жизни многих людей. Особенно это отразилось на представителях интеллигенции и дворянства, ведь большое их число подверглось политическим репрессиям. Марине Цветаевой, можно сказать, повезло — ее не отправили в ссылку, не подвергли расстрелу и не признали врагом собственного народа.

Ведь в те годы интеллигенцию как класс практически уничтожили.

Поэтов, художников, писателей считали бесполезными для новой, послереволюционной жизни. Это привело многих к нищенскому образу жизни и забвению.

Марина Ивановна не стала исключением — ее творения признали нездоровыми для современников и слишком буржуазными. Она перестала называться поэтессой, ее нигде не печатали и не давали выступать.

Сценарий жизни, при котором она в забвении молчит, казался ей невыносимым.

И тогда Марина вместе с супругом и дочерью весной 1922 года отправилась в Прагу. Но жизнь за границей нисколько не радовала поэтессу. Чехия не смогла стать для ее семьи родным домом, и сама женщина то и дело скучала по России.

Там, в Чехии, в 1934 году она пишет стихотворение «Тоска по родине!». Годы в эмиграции, стали непростым периодом для Цветаевой. Она чувствовала себя одинокой и никому не нужной. А также страдала от бедности. Но Марина четко понимала, что дома ее положение было бы ничуть не лучше, и творчество ее теперь никому не нужно.

В 1939 году поэтесса таки возвратилась на родину. Однако, своего нынешнего положения в обществе она вынести не смогла и спустя два года покончила с собой. И кажется, предчувствие этого начинало ее преследовать еще во время написания поэзии.

Основная тема и жанр

Основная тема стиха выражается еще в первой строчке — это ностальгия Марины по России. Цветаева при этом дает понять, что в счастливый конец своей истории она уже не верит, да и какая ей разница, где быть ненужной и не понятой, на чужбине или на родине: «Тоска по родине! Давно / Разоблаченная морока! / Мне совершенно все равно / — Где совершенно одинокой быть…»

Основная мысль заключается в том, что человек, у которого забрали родину становиться душевным калекой и начинает испытывать ко всему и всем безразличие. Страдания его становятся невыносимыми и спрятать их невозможно.

проблематика произведения — это судьба русских эмигрантов за границей. Она фактически признается, что вынуждена жить воспоминаниями.

Марина знает, что многие из ее коллег, в страхе потерять свободу, пошли на сделку с совестью и начали писать идеологически правильные произведения.

Цветаева поступать иначе не хотела, она не сможет поступиться своими принципами и стать приспешницей новой власти. Но она все равно скучает по дому.

Хоть он больше и не такой, каким она его любила, Марина все равно хотела бы вернуться. В стихотворении она ассоциирует себя с сильными зверями — медведем и львом.

Произведение относится по литературному роду к лирике. По жанру это лирическое стихотворение. Цветаева через образ героини выражает собственные эмоции и настроение. Она скучает по родному говору, знакомым пейзажам, но в то же время понимает, что это чувство может ее погубить.

Композиция и размер стиха

Размер произведения — четырехстопный ямб. Цветаева часто использует его в творчестве, и он позволяет ей наиболее точно описать порывы своей души, благодаря простоте размера.

Композиция стихотворения развивается линейно — от первой строфы, где Марина Ивановна делится мыслями, что ей все равно, где чувствовать одиночество, до последней, в которой поэтесса признается, как сильно скучает по родине.

С каждым последующим четверостишием Цветаева все сильнее раскрывает идею безнадежности и отчаяния. Когда-то она по-настоящему грустила по прошлому дому, но теперь эта грусть все сильнее напоминает равнодушие.

Средства выразительности

Анализируя «Тоску по родине!» Цветаевой нельзя не заметить, что художественных средств в этом стихотворение использовано довольно мало. Среди тех немногих можно выделить:

  1. Сравнения — «как госпиталь или казарма», «как бревно».
  2. Эпитеты — «базарная кошелка», «зоркий сыщик», «разоблаченная морока».
  3. Рифмы в стихотворении неточны, и стих получился неоднородным. Но именно это свойство помогает прочувствовать переживания поэтессы в тот момент.

Читая стихотворение, кажется, что у главной героини беглая речь и ощущается, как ее слова становятся все более напряженными и волнительными.

Нервный ритм изложения и большое количество восклицаний выдает эмоциональный накал героини. Напряжение в ее повествовании с каждой строкой нарастает все сильнее и сильнее, и в конце кажется — она почти кричит. Но в последней строчке, вспоминая милую сердцу рябину, символ России, поэтесса опускается до тихой грусти без восклицаний.

Источник: https://1001student.ru/literatura/analiz-stihotvoreniya/mariny-tsvetaevoj-toska-po-rodine-davno.html

«Тоска по родине!», анализ стихотворения Цветаевой

Цветаева тоска по родине авторские знаки препинания. Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой

Становление новой власти в России начала 20-го века разрушило привычный уклад жизни большинства людей. Особенно тяжко приходилось представителям дворянства – многим из них подверглись гонениям и ссылкам. Интеллигенция, как класс, была почти полностью уничтожена.

Литераторы, поэты, художники были объявлены бесполезными элементами общества, которое нередко оставляло их в полной нищете и забвении. Не стала исключением и Марина Цветаева – выдающаяся поэтесса Серебряного века.

Цветаевой повезло чуть больше чем другим – ее не репрессировали и не объявили врагом народа. Однако все ее творчество было объявлено насквозь пропитанным буржуазным укладом, бесполезным и нездоровым для современников.

В 1922 году поэтесса вынуждена покинуть любимую страну и уехать вместе с супругом в Прагу. Здесь, в 1934 году, она и создает стихотворение «Тоска по родине!», в котором поэтесса печально утверждает, что ни она, ни ее творчество больше никому не нужны.

Время, проведенное в эмиграции, оказалось непростым для Цветаева. Она остро ощущала свое одиночество и страдала от нищеты. Однако она понимала, что в России ее положение было бы ничуть не лучше.

Поэтому поэтесса и говорит о том, что для нее не имеет значения «по каким камням домой брести», поскольку и за рубежом, и в родной стране она была чужая, покинутая всеми знакомыми и бывшими поклонниками.

Основная идея произведения

При прочтении любого стихотворения следует помнить – образ лирического героя нечасто совпадает с образом самого создателя. Но в этом произведении Цветаева сама становится главной героиней, делясь с читателем сокровенными переживаниями и печалями.

Она предстает перед нами измученным человеком, тоскующем о своем доме. С печалью поэтесса вспоминает о былых счастливых днях. В ее словах сквозит безнадежность и отчаяние – Цветаева уже не верит в счастливое окончание своих бед.

Но грусть постепенно вытесняет всепоглощающее чувство равнодушия. Поэтесса уже не ищет перемен, искренне уверенная, что ей нигде не найдется места. Горячо любимая Россия осталась далеко, перестав быть для героини родной. Цветаева вынуждена вести постоянную борьбу за существование далеко от дома, никем не поддерживаемая.

В ее словах «всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст» сквозит безмерная усталость одинокого человека. Новые реалии жизни пугают поэтессу, но она не смогла жить в духе времени, поступившись своими убеждениями.

Многие талантливые поэты и писатели начала 20-го века не были сторонниками идеологической линии, проводимой новой власти.

Однако, боясь потерять привилегии и свободу, они шли на сделку со своей совестью, создавая такие произведения, которые цензура считала идеологически правильными.

Цветаева не приемлет такого компромисса. Поэтессе дороги ее убеждения. В этом стихотворении она ассоциирует себя с большим и сильным животным, то с медведем, то со львом.

Но анималистический образ тесно связан с образами пленения, оков, гонений.

Как пойманный лев не может развернуться в полную силу, показав свою мощь, так и главная героиня скованна жизненными реалиями, которые не дают пробиться ее таланту.

Но, несмотря на внешнее равнодушие и отрешенность, в последней строфе поэтесса признается, что иногда, когда она встречает напоминания о России, она испытывает волнение и желание вернуться.

В 1939 году поэтесса действительно возвращается на родину. Это решение стало смертельным – вскоре после возвращения, в 1941 году, Цветаева покончила жизнь самоубийством, осознав в очередной раз, что ей нет места в родном доме.

Особенности композиции стихотворения

Произведение «Тоска по родине!» отличается особой, присущей Цветаевой, ритмичностью. Стих неоднороден, но именно эта особенность заставляет наиболее остро чувствовать переживания поэтессы. Рифма не везде точна, при прочтении создается ощущении беглости речи главной героини, нарастание напряжения, волнения в ее словах.

Для создания стихотворения Цветаева остановилась на четырехстопном ямбе, к которому часто прибегала в своем творчестве. Передавая свои душевные порывы, она использует чрезвычайно мало эпитетов. Главное литературное средство, выражающее эмоциональный накал героини, — нервный, неровный ритм изложения, выбивающаяся из общего строя рифма и обилие восклицательных знаков.

Нарастающее напряжение создает ощущение, что героиня переходит на крик, отчаявшись, что ее некому выслушать и понять. Восклицательные интонации повествования внезапно сменяются, когда Цветаева говорит об одном из символов, напоминающих ей Россию, — рябине. Из эмоционального и обличительного ее тон неожиданно переходит на печальный рассказ.

Лишь в конце стихотворения Цветаева показывает как сильно, несмотря ни на что, привязана она к родине. Становится ясно, как она желает вновь соединиться со своими близкими, услышать родную речь, увидеть знакомые пейзажи. Время покажет, что это желание станет роковым в судьбе Марины Цветаевой.

  • «Мне нравится, что Вы больны не мной…», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Бабушке», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Молодость», анализ стихотворения Марины Цветаевой
  • «Красной кистью рябина зажглась», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Встреча», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Любовь! Любовь!», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Рас-стояние: вёрсты, мили», анализ стихотворения Цветаевой
  • «В Париже», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Глаза», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Дикая воля», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Кошки», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Имя твое – птица в руке…», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Моим стихам, написанным так рано…», анализ стихотворения Цветаевой
  • «Кто создан из камня, кто создан из глины…», анализ стихотворения Цветаевой

По произведению: «Тоска по родине»

По писателю: Цветаева Марина Ивановна

Источник: https://goldlit.ru/tsvetaeva/1171-toska-po-rodine-analiz

Тоска по родине цветаева средства выразительности. Анализ стихотворения тоска по родине цветаевой

Цветаева тоска по родине авторские знаки препинания. Анализ стихотворения «Тоска по Родине» Цветаевой

Тоска по родине! ДавноРазоблаченная морока!Мне совершенно все равно –

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домойБрести с кошелкою базарнойВ дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких средиЛиц ощетиниваться пленнымЛьвом, из какой людской среды

Быть вытесненной – непременно –

В себя, в единоличье чувств.Камчатским медведём без льдиныГде не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться – мне едино.

Не обольщусь и языкомРодным, его призывом млечным.Мне безразлично – на каком

Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тоннГлотателем, доильцем сплетен…)Двадцатого столетья – он,

А я – до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,Оставшееся от аллеи,Мне все – равны, мне всё – равно,

И, может быть, всего равнее –

Роднее бывшее – всего.Все признаки с меня, все меты,Все даты – как рукой сняло:

Душа, родившаяся – где-то.

Так край меня не уберегМой, что и самый зоркий сыщикВдоль всей души, всей – поперек!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,И все – равно, и все – едино.Но если по дороге – куст

Встает, особенно – рябина…

Анализ стихотворения «Тоска по родине!» Цветаевой

Трагическая судьба М. Цветаевой фактически лишила ее родины. Поэтесса не приняла революцию, но и не предпринимала никаких действий против советской власти. Она стала лишней в коммунистической стране. Ее творчество было под запретом, стихи Цветаевой не печатались.

После долгих мучительных размышлений поэтесса решила покинуть Советский Союз. Но и эмиграция не стала выходом. Цветаева продолжала остро ощущать свое одиночество и ненужность. В 1934 г.

она написала стихотворение «Тоска по родине», в котором выразила свои противоречивые чувства.

Произведение проникнуто пессимизмом и болью главной героини. Она сразу же заявляет, что «тоска по родине» — совершенно ненужное и бесполезное чувство. Годы скитаний, сопровождающиеся одиночеством и непризнанием, сделали Цветаеву совершенно равнодушной. Она полностью утратила ощущение родного очага, который способен успокоить и согреть душу.

Любой дом представляется ей только временным пристанищем, он может сравниться с «госпиталем» или «казармой». Домашний уют и тепло никогда больше не войдут в жизнь героини. Тысячи людей, прошедших перед ее глазами, сливаются в одну серую массу. Никто не оставил в ней какого-либо значительного впечатления.

Основное свойство любой «людской среды» — вытеснить поэтессу из своего круга, как чужеродное и вредное явление.

Цветаева в отчаянии, она сравнивает себя с «камчатским медведем». Она уже не пытается приспособиться к человеческому обществу, заранее чувствуя, что это бесполезно. Очень трагично воспринимается признание поэтессы в том, что даже русский язык стал для нее чужим и не вызывает теплых чувств за границей. Да и какая разница, на каком языке быть постоянно непонятой.

Цветаева чувствует свое отторжение не только от родной земли, но и от времени. Поэтесса выброшена из общего исторического потока во «всякое столетье». Физическая оторванность привела к душевной. Ее душа родилась «где-то». Все воспоминания стерлись и стали больше не нужны.

Поэтесса все-таки находит причину случившегося. «Край меня не уберег» — в этой фразе чувствуется боль от коммунистического переворота. Цельная личность Цветаевой не терпит насилия над собой. Революция искалечила ее жизнь и превратила в вечную скиталицу.

В финале стихотворения сквозь равнодушие поэтессы прорывается искренняя отчаянная тоска по родине.

Неожиданная встреча с кустом рябины наполняет душу Цветаевой потоком дорогих воспоминаний, которые она уже не в силах передать.

Это глубокое чувство, хранящееся в самом сокровенном тайнике сердца, заставило ее все-таки вернуться на родину. Очень жаль, что возвращение не принесло облегчения и закончилось самоубийством поэтессы.

Становление новой власти в России начала 20-го века разрушило привычный уклад жизни большинства людей. Особенно тяжко приходилось представителям дворянства – многим из них подверглись гонениям и ссылкам. Интеллигенция, как класс, была почти полностью уничтожена.

Литераторы, поэты, художники были объявлены бесполезными элементами общества, которое нередко оставляло их в полной нищете и забвении. Не стала исключением и Марина Цветаева – выдающаяся поэтесса Серебряного века.

Цветаевой повезло чуть больше чем другим – ее не репрессировали и не объявили врагом народа. Однако все ее творчество было объявлено насквозь пропитанным буржуазным укладом, бесполезным и нездоровым для современников.

В 1922 году поэтесса вынуждена покинуть любимую страну и уехать вместе с супругом в Прагу. Здесь, в 1934 году, она и создает стихотворение «Тоска по родине!», в котором поэтесса печально утверждает, что ни она, ни ее творчество больше никому не нужны.

Время, проведенное в эмиграции, оказалось непростым для Цветаева. Она остро ощущала свое одиночество и страдала от нищеты. Однако она понимала, что в России ее положение было бы ничуть не лучше.

Поэтому поэтесса и говорит о том, что для нее не имеет значения «по каким камням домой брести», поскольку и за рубежом, и в родной стране она была чужая, покинутая всеми знакомыми и бывшими поклонниками.

Предварительный просмотр:

Тема: Образ художественного пространства в стихотворении М.И.Цветаевой «Тоска по родине! Давно…»

Эпиграф:

…воспоминание есть самая сильная способность

Души нашей, им очаровано всё, что подвластно ему?

А.С.Пушкин

Цель: Идентификация всех смыслов, заложенных в стихотворении, посредством реконструкции пространственной картины мира.

Задачи: 1) Исследовать текст, выявив пространственную картину мира;

2) Побудить учащихся вступить в критическую деятельность, то есть активно определить своё отношение к литературно-художественному произведению, и создать собственную интерпретацию.

I.Подготовительный этап.

Учитель: У М.И.Цветаевой есть признание: «Дом – это место, где жить нельзя…» Как вы понимаете это высказывание? Противоречиво? Почему? О каком доме может идти речь? (Дом как воспоминание, не существующий в реальности, в котором ощущаешь своё сиротство и т.п.).

Учитель: Комплекс сиротства преследовал М.И.Цветаеву всю жизнь (ранняя смерть матери, отец – выдающийся деятель искусств – был отчуждён работой от детей). Сегодня нам предстоит рассмотреть стихотворение, в котором мотив дома перекликается с приведённым выше высказыванием поэтессы.

II. Чтение текста. (Читает заранее подготовленная ученица).

Каким настроением проникнуто стихотворение? Есть ли связь с эпиграфом?

III. Исследование текста.

Тоска по родине! Давно

Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно –

Где совершенно – одинокой…

с перекинутым словом – мостиком во второе, представляет собой риторическое высказывание, темой которого является…

Учащиеся: Тоска по родине, ностальгия…

Учитель: Но почему это морока? Что значит «разоблачённая морока»? Кем?

Итак, каково отношение лирического субъекта к поднятой проблеме? В чём состоит проблема лирического героя?

Быть, по каким камням домой

Брести с кошёлкою базарной

В дом и не знающий, что – мой,

Как госпиталь, или казарма.

Учитель: Проследите за тем, каким предметным рядом представлено художественное пространство?

Камни, дом, кошёлка, базар, госпиталь, казарма…

Какое слово в ряду является ключевым?

Дом!

Попробуйте нарисовать это пространство с помощью схемы. Дом – в центре, от него или к нему(?) – лучи…

Каков тип пространства?

Бытовое, узкое, чужое…

В каких отношениях находятся герой и мир? (Вражды.) Как это отразить на схеме?

Противостояние: тире, разделительная линия.

Запись: чужое – не моё!

Мне всё равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной – непременно-

Учитель: Какой образ возникает? (Помимо «Я»)?

– « Пленный лев»!

Где он может находиться?

В клетке…

Почему лев?

Царь зверей… Существо свободное, с чувством собственного достоинства…Сродни Поэту.

Отразите это на схеме словом “клетка”. Каков тип пространства?

Замкнутое, давящее…

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины –

Где не ужиться (и не тщусь!)

Где унижаться – мне едино.

Изменилось пространство? Что добавлено к его характеристике? Какие ассоциации рождаются?

Камчатка – далеко, медведь белый, на льдине – его дом…

А без льдины?

Западня.

Отражаем на схеме. Итак, картина мира развертывается, но это мир – ловушка… Для кого?

Это ощущение лирического героя.

5-е и 6-е четверостишия…

Учитель: Диалог героя с собою продолжается. Призыв родного языка может изменить ситуацию одиночества?

Нет, ситуацию уже не изменить «призывом млечным»

Почему этот призыв (“ млечный” – молоко, мать) особенно чужд? Какая появляется вторая, не менее важная составляющая картины мира?

Время. Это XX век…

При отсутствии элементов, предметов, составляющих пространственную картину мира, характеризующую XX век, откуда исходит ощущение его враждебности?

Газеты, сплетни…

Отразим это на схеме: XX век – чужд!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи-

Мне все – равны, мне всё – равно,

И, может быть, всего равнее –

Учитель: Какие ключевые образы в пространственной картине мира?

Бревно… Аллея…

Какие смысловые ассоциации связаны со словом “бревно”?

Бревно – мёртвое, аллея – живое.

В каких временных пластах они находятся?

Бревно – “я”- сейчас… Аллея – “мы”- прошлое.

Что происходит с пространством?

Свернулось, съёжилось, обезличилось…

Источник: https://testet.ru/sochineniya/toska-po-rodine-cvetaeva-sredstva-vyrazitelnosti-analiz.html

Юрист и закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: