Что такое сравнение в литературе. Что такое сравнение в литературе и русском языке

Содержание
  1. Что такое сравнение в литературе, его виды и примеры употребления
  2. Составные части сравнений
  3. Виды сравнений в литературе для имен существительных
  4. Сравнения образа действия в литературе
  5. Зачем нужны сравнения в литературе
  6. Нужны ли сравнения в обычной речи
  7. Сравнения в узкоспециализированной литературе
  8. Что такое сравнение? Примеры из художественной литературы
  9. Сравнение — стилистическая фигура речи
  10. Способы создания сравнения
  11. Примеры сравнений из художественной литературы
  12. урок: «Изобразительные средства языка: сравнение, метафора»
  13. Сравнения в русском языке и литературе, виды сравнений с примерами
  14. Сравнение: определение
  15. Сравнение в стихах
  16. Что такое сравнение в русском языке
  17. Где еще не нужны запятые
  18. Что такое сравнение в литературе и для чего автор использует его в художественном тексте
  19. Определение
  20. Литературные примеры
  21. Советы для работы с тропами
  22. Вывод
  23. Что такое сравнение в литературе? Примеры

Что такое сравнение в литературе, его виды и примеры употребления

Что такое сравнение в литературе. Что такое сравнение в литературе и русском языке

На вопрос, что такое сравнение в литературе, коротко можно ответить, что это – троп, то есть особый приём в художественной литературе. Основывается этот приём на отображении неких свойств описываемого предмета или явления путём сравнения этих признаков с другими, опираясь на то, как их видят или воспринимают окружающие или индивидуально сам автор.

Составные части сравнений

Для этого тропа характерно наличие трёх составляющих: описываемого предмета или явления, объекта, с которым он сравнивается, и основание для аналогии, то есть общий признак.

Интересен тот факт, что само название, указание на этот общий признак, может опускаться в тексте.

Но читатель либо слушатель всё равно прекрасно понимает и чувствует, что хотел донести до собеседника или читателя автор высказывания.

Однако само понимание определения, разъясняющего, что такое сравнение в литературе, ещё не даёт полной картины без примеров. И вот тут сразу возникает уточнение: при помощи каких частей речи и в каких формах авторы образуют эти тропы?

Виды сравнений в литературе для имен существительных

Можно выделить несколько видов сравнений.

  1. Сравнительный оборот, образованный употреблением союзов «как», «будто», «словно», «точно» – это сравнение в литературе. Примеры: «Укрытый снегами холм – точно громадный торт, обильно посыпанный сахарной пудрой». Возможна замена этих союзов словом «что» в том же значении: «Лицемерный человек, что волк в овечьей шкуре: говорит ласково да заботливо, а в мыслях своих готовит план твоей погибели».
  2. Широко используются в литературе бессоюзные сравнения, например: «Всех поразила комната учёного – музей с экспонатами, назначения которых никому из пришедших не были понятны».
  3. Часто опускается сам признак, натолкнувший автора на сравнение. В этом случае название того объекта или явления, с которым происходит сравнение, употребляется либо в именительном, либо в творительном падеже. Вот примеры сравнений из художественной литературы, в которых отсутствует сам признак: «Душа разлюбившего – брошенный в холодном лесу кот, бесприютный и несчастный»; «И тут вдруг маленькие щенки-миляги ощетинились и оскалились злобными дикими волчатами».
  4. Отрицательные сравнения также имеют место в литературе, например: «Голод – не сестра, встанешь и поймаешь осетра».
  5. Часто в сравнениях употребляются формы существительных в родительном падеже: «Танечка причесала Пулечку, сделала ей хвостики как у девочки».
  6. В состав этого тропа, как называется в литературе сравнение, нередко включаются слова «похож», «напоминал» вместо союзов «как», «будто», «словно», «точно»: «Ах, как похож наш пёс Артур в очках и папином шарфе на доктора математических наук со второго этажа!» или «Торт, испечённый Маринкой, странно напоминал давно выжеванный “Орбит”, обильно смазанный вареньем».
  7. В литературе, да и в обычной речи людей, встречаются не только простые сравнения, но и развёрнутые, когда внимание собеседника либо читателя, слушателя, зрителя обращается на несколько признаков. Например: «Сначала ложь сладка, как мёд, да потом горше хины» или «Хвост петуха, что хвост павлина: красив да ярок, а бесполезен, даже вреден – в любой момент хозяйка за него поймает красавца да в суп наладит». Раскрывая сущность вопроса, что такое сравнение в литературе, нельзя забывать о том, что сравнивать можно не только признаки предметов или явлений, выраженных именами существительными. Не реже у людей возникает потребность в сравнении действий по образу, времени, месту.

Сравнения образа действия в литературе

Обычно в таких конструкциях бывают задействованы глаголы и наречия, существительные или целые обороты и придаточные предложения.

  1. Сравнения действий по образу чаще выражаются наречиями с частицей по-, например: «Савушкин и смеялся-то по-совиному, громко ухая и посвистывая на вздохе».
  2. Часто в сравнениях действий употребляется существительное, которое указывает на предмет, совершающий подобное действие. В них, подобно конструкциям с существительными, используются те же союзы. «Смеяться как сова», «прыгать, будто лев», «спал, точно суслик».
  3. Сравнение-отрицание образа действия также имеет место в литературе. «Хорошо шутить – не деревья валить».
  4. Сравнения образа действия по времени – одно из важных и часто употребляемых. «Он учил параграф так долго, как будто строил огромную стену высотой в целый километр» – пример развёрнутого сравнения.
  5. Сравнения по месту совершения действия также часто встречаются в речи: «Путешествовать по многолюдному городу всё равно, что по пустыне: никто не отвечает на вопросы, сколько бы ты ни вопрошал».
  6. Иногда опускается само действие предмета или явления, а в выражении используется только сравнение – о самом действии следует догадаться самостоятельно. «Дождь будто бы взбесился: хлестал напропалую всех подряд серебряной плёткой, пенил лужи, захлёбывался сильнейшим ветром».

Зачем нужны сравнения в литературе

Разобравшись с вопросом, что такое сравнение в литературе, необходимо понять: а нужны ли они? Для этого следует провести небольшое исследование.

Вот художественный текст, в котором используются сравнения: «Тёмный лес стоял, словно после пожара. Луна пряталась за тучками, как стеснительная девушка укрывает лицо чёрным платком. Ветер будто уснул в кустах».

А вот тот же текст, в котором убрали все сравнения. «Тёмный лес стоял. Луна пряталась за тучками. Ветер». В принципе, сам смысл передан в тексте. Но насколько образнее представлена картина ночного леса в первом варианте, чем во втором!

Нужны ли сравнения в обычной речи

Некоторые могут подумать, что сравнения необходимы лишь писателям да поэтам. А вот обычным людям в их обычной жизни они вовсе и не нужны. Это утверждение абсолютно неверно!

На приёме у врача пациент, описывая свои ощущения, обязательно прибегнет к сравнениям: «Сердце болит… То как будто ножом режет, а то – словно в кулак его кто сжимает…» Бабушка, поясняя внучке, как делать тесто для блинов, также вынуждена сравнивать: «Воду добавляешь до тех пор, пока тесто не станет похожим на густую сметану». Мама устало одёргивает не в меру развеселившегося малыша: «Хватит уже скакать будто заяц!»

Наверное, многие возразят, что статья-то посвящена сравнения в литературе. При чём тут наша обыденная речь? Гордитесь, обыватели: многие люди разговаривают, используя литературную речь. Поэтому даже просторечье – это один из пластов литературы.

Сравнения в узкоспециализированной литературе

Даже технические тексты не могут обойтись без сравнений. Например, чтобы в рецепте приготовления жареной рыбы не повторять уже описанный выше процесс, для сокращения, автор часто пишет: «Рыбу следует жарить так же, как котлеты».

Или в пособии для людей, осваивающих азы конструирования из фанеры или дерева, можно встретить фразу: «Дрелью вкручиваются саморезы так же, как и выкручиваются. Только перед работой следует установить на ней нужный режим».

Сравнения – необходимый приём в литературе самых разных направлений. Умение правильно употреблять их отличает культурного человека.

Источник: https://FB.ru/article/135960/chto-takoe-sravnenie-v-literature-ego-vidyi-i-primeryi-upotrebleniya

Что такое сравнение? Примеры из художественной литературы

Что такое сравнение в литературе. Что такое сравнение в литературе и русском языке

Сравнение — это сти­ли­сти­че­ский при­ём, осно­ван­ный на образ­ном сопо­став­ле­нии
двух пред­ме­тов или состо­я­ний.

Сравнение — стилистическая фигура речи

Между неко­то­ры­ми пред­ме­та­ми и явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти мож­но уста­но­вить урав­ни­тель­ные отно­ше­ния, что явля­ет­ся слож­ной зада­чей для писа­те­ля.

Но в этой необыч­но­сти и заклю­ча­ет­ся вся сила срав­не­ния как сти­ли­сти­че­ско­го при­е­ма в худо­же­ствен­ной речи.

Сравнение сооб­ща­ет явле­нию или поня­тию то осве­ще­ние, такой отте­нок смыс­ла, какой наме­рен при­дать ему писа­тель.

Сравнение явля­ет­ся сти­ли­сти­че­ской фигу­рой речи, как и сле­ду­ю­щие образ­ные сред­ства:

  • ана­фо­ра
  • эпи­фо­ра
  • оксю­мо­рон
  • инвер­сия

и пр.

Использование срав­не­ния дела­ет вос­при­я­тие речи мно­го­пла­но­вым, вызы­ва­ет инте­рес у слу­ша­те­лей или чита­те­лей, помо­га­ет глуб­же про­ник­нуть в смысл выска­зы­ва­ния, рож­да­ет бога­тые образ­ные ассо­ци­а­ции.

Способы создания сравнения

Сравнения созда­ют­ся в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре несколь­ки­ми спо­со­ба­ми:

  1. с помо­щью срав­ни­тель­ных сою­зов «как», «слов­но», «буд­то», «точ­но», «что» (чем):

На Красной пло­ща­ди, буд­то сквозь туман веков, неяс­но выри­со­вы­ва­ют­ся очер­та­ния башен. ( А. Н. Толстой)

Он бежал быст­рее, чем лошадь. (А.С.Пушкин)

На небе непре­рыв­но вспы­хи­ва­ли неяр­кие, длин­ные, слов­но раз­ветв­лён­ные мол­нии. Они не толь­ко вспы­хи­ва­ли, сколь­ко тре­пе­та­ли и подёр­ги­ва­лись, как кры­ло уми­ра­ю­щей пти­цы. (И.С. Тургенев)

  1. фор­мой тво­ри­тель­но­го паде­жа:

Из пере­руб­лен­ной ста­рой берё­зы гра­дом лили­ся про­щаль­ные слё­зы. (Н.А. Некрасов)

Луга пре­вра­ти­лись в моря. Там пла­ва­ли не толь­ко дикие утки, но и пере­лет­ные лебе­ди.

Последние ска­зоч­ным виде­ни­ем воз­ни­ка­ли на вод­ной гла­ди, и, зача­ро­ван­ный осле­пи­тель­ной кра­со­ты мира­жом, я сидел часа­ми, наблю­дая засле­зив­ши­ми­ся от вол­не­ния гла­за­ми, как эти явив­ши­е­ся как буд­то из сказ­ки суще­ства кру­жат вда­ли, а затем так же вне­зап­но, как и поло­же­но при­зра­кам, исче­за­ют (М. Алексеев).

  1. фор­мой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го или наре­чия:

Сильнее кош­ки зве­ря нет.(И.А. Крылов)

  1. лек­си­че­ски — с помо­щью слов «подоб­ный», «похо­жий»:

Пирамидальные топо­ля похо­жи на тра­ур­ные кипа­ри­сы. (А.Серафимович).

Он был похож на вечер ясный… (М. Ю. Лермонтов).

Начинается гро­за с воз­душ­но­го стол­ба, обра­зу­ю­ще­го набу­ха­ю­щее белое обла­ко, похо­жее на кочан цвет­ной капу­сты (З. Ауст).

Родина подоб­на огром­но­му дере­ву, на кото­ром не сосчи­тать листьев. И все, что мы дела­ем доб­ро­го, при­бав­ля­ет ему сил (В. Песков).

Примеры сравнений из художественной литературы

С помо­щью срав­не­ния в лите­ра­ту­ре писа­тель рас­кры­ва­ет образ героя более ярко и пол­но. Читаем у клас­си­ка рус­ской лите­ра­ту­ры А.С. Пушкина:

Безумных лет угас­шее весе­лье
Мне тяже­ло, как смут­ное похме­лье.
Но, как вино, печаль минув­ших дней
В моей душе чем стар­ше, тем силь­ней.

Сравнения широ­ко  при­ме­ня­ют­ся в опи­са­нии при­ро­ды:

Внизу, как зер­ка­ло сталь­ное, Синеют озе­ра струи, И с кам­ней, бле­щу­щих на зное,

В род­ную глубь спе­шат струи. (Ф. Тютчев)

Посмотрим, как поэт Николай Заболоцкий мастер­ски постро­ил сти­хо­тво­ре­ние «Голос в теле­фоне» на срав­не­нии, что­бы ярко и образ­но создать настро­е­ние это­го про­из­ве­де­ния, более пол­но доне­сти до чита­те­ля свою поэ­ти­че­скую мысль.

Раньше был он звон­кий, точ­но пти­ца,
Как род­ник, стру­ил­ся и зве­нел, Точно весь в сия­нии излить­ся По сталь­но­му про­во­ду хотел.

А потом, как даль­нее рыда­нье,

Как про­ща­нье с радо­стью души, Стал зву­чать он, пол­ный пока­я­нья,

И про­пал в неве­до­мой глу­ши.

Яркие, выра­зи­тель­ные срав­не­ния при­да­ют худо­же­ствен­ной речи осо­бую поэ­тич­ность.

Однако неко­то­рые срав­не­ния в резуль­та­те часто­го упо­треб­ле­ния при­об­ре­ли опре­де­лён­ную устой­чи­вость и вос­про­из­во­ди­мость, то есть пре­вра­ти­лись во фра­зео­ло­гиз­мы:

  • храб­рый как лев;
  • трус­ли­вый как заяц;
  • голод­ный как волк;
  • кра­сив как бог;
  • пре­дан­ный как соба­ка;
  • умер как герой;
  • хит­рый как лиса;
  • кре­пок как дуб;
  • лег­кий как пёрыш­ко;
  • мок­рый как мышь;
  • крас­ный как рак и т.д.

урок: «Изобразительные средства языка: сравнение, метафора»

Средняя оценка: 4.5. Проало: 34.

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/leksika/chto-takoe-sravnenie-v-literature.html

Сравнения в русском языке и литературе, виды сравнений с примерами

Что такое сравнение в литературе. Что такое сравнение в литературе и русском языке

Литература (настоящая) представляет собой подлинное мастерство создания текстов, сотворение нового объекта при посредстве слов.

Как и в любом сложном ремесле, в литературе существуют свои специальные приёмы. Один из них ─ «сравнение».

При его помощи для большей выразительности или иронического контраста сличаются те или иные объекты, их качества, люди, черты их характера.[block id=»32″]

  • Сравнение: определение
  • Сравнение в стихах
  • Что такое сравнение в русском языке
  • Где еще не нужны запятые

[block id=»33″]

Чайник со своим задранным хоботом пыхтел на плите, словно юный слонёнок, несущийся к водопою.

─ Ироническое уподобление маленького неодушевленного предмета крупному животному при помощи сопоставления длинного носика чайника и слоновьего хобота.

Сравнение: определение

Существует минимум три определения сравнения в литературе.

  • Художественный приём, придающий тексту большую выразительность, яркость и позволяющий более полно и образно показать свойства явления или предмета (или его качеств) путём изучения различия или сходства с иными явлениями или предметами (или их качествами).
  • Риторическая фигура, позволяющая более полно выявить новые или наиболее характерные и яркие свойства предмета (явления) путём сопоставления его с другим предметом (явлением).
  • Приём, позволяющий рассказать о чём-то неизвестном, методом сопоставления его с известными читателю вещами.

Для художественного текста более верным будет первое определение. Но наиболее талантливые авторы художественной литературы успешно работают со вторым и третьим определениями, настолько велика роль сравнения в тексте. Примеры сравнений в литературе и фольклоре последних двух типов:

Он глуп, как дуб, но хитер как лиса.

Не в пример Афанасию Петровичу, Игорь Дмитриевич был телосложением худ, словно ручка от швабры, такой же прямой и вытянутый.

Ростом пигмеи дельты Конго похожи на детей, кожа их не как у негров черна, а желтовата, словно палая листва. [block id=»3″]

В последнем случае вместе с употреблением «отрицательного сравнения» («не») совмещено прямое уподобление («словно»).

Русский язык настолько богат, что авторы художественных произведений используют огромное количество типов сравнений. Филологи могут их лишь приблизительно классифицировать. Современная филология выделяет следующие два основных типа сравнения и еще четыре сопоставлений в художественной литературе.

  • Прямое. В данном случае используются сравнительные обороты (союзы) «как будто», «как», «точно», «словно». Он оголил перед ним душу, как нудист обнажает тело на пляже.
  • Косвенное. При таком уподоблении не используются предлоги. Ураган гигантским дворником вымел с улиц весь мусор.

Во втором предложении сравниваемое имя существительное («ураган») используется в именительном падеже, а сравниваемое («дворником») ─ в творительном. Остальные типы:

  • Отрицательное. Не гром гремит, Илья Муромец палицей по щиту гвоздит.
  • Бессоюзное. В данном случае используется составное именное сказуемое и «тире». Пример: Этот овраг ─ капкан для путника!
  • Развёрнутое. В отечественной литературе чаще всего встречается у Гоголя, в 20 веке ─ у Венедикта Ерофеева или Набокова. Основной (сравниваемый) образ подкрепляется красочным описанием вспомогательного образа. Ольга дрожала, как трепещет ласточка, пойманная в гнезде и попавшая в грубые руки хулиганистого мальчишки, который не задумывается о том, что причиняет птичке боль и может легко изувечить её.

Филолог и славист М. Петровский еще в XIX веке выделил из развернутых сравнений в литературе «гомеровское» или «эпическое» уподобление.

В данном случае автор художественного текста, не заботясь о краткости, разворачивает сравнение, отвлекаясь от основной сюжетной линии, от сравниваемого предмета настолько далеко, насколько позволит ему воображение. Примеры просто найти в «Илиаде» или у постмодернистов.

Бросился Аякс на врагов, словно оголодавший лев на испуганно сгрудившихся, потерявших пастуха овец, которые остались без охраны беззащитными, как дети без присмотра, и способны лишь робко стенать и пятиться в страхе перед львиною жаждой крови и смертоубийства, которое охватывает хищника, словно безумие, усиливающееся, когда он чует ужас обреченных…[block id=»4″]

К эпическому типу сравнений начинающему автору художественных текстов лучше не прибегать. Молодому писателю нужно подождать, пока не возрастет его литературное мастерство и чувство художественной гармонии. Иначе неопытный новичок сам не заметит, как, накручиваясь одна на другую, как нитки из разных клубков, подобные «вольные ассоциации» увлекут его далеко от фабулы его основного повествования, создадут смысловую путаницу. Так что сравнения в художественном тексте могут не только упростить понимание описываемого предмета (тигр ─ огромный хищный кот), но и запутать повествование.

Сравнение в стихах

Особенно важна роль литературного сравнения в стихах. Поэт использует богатство языка, чтобы создать неповторимое и эстетически ценное художественное произведение, точнее донести до читателя свою мысль.

Нам часто тяжко так и худо

От трюков каверзной судьбы,

Но мы с покорностью верблюдов

Своих невзгод несем горбы.

Такими строками поэт поясняет читателю собственную мысль о том, что большинство бед, случающихся в жизни, естественны, как горбы у верблюдов, что от них иногда просто не избавиться, а нужно просто «пронести» какое-то время.

Без тебя ни трудов, ни отдыха:

женщина ты или птица?

Ведь ты как создание воздуха,

«воздушница»-баловница!

А в этом четверостишии автор, воспевая возлюбленную, даёт понять ей, что не до конца понимает её, возможно, намекает читающим эти строки на легкость характера своей избранницы.

В большинстве же стихов, авторы используют сравнения для создания яркого, красивого, легко запоминающегося образа. Больше всего таких красочных сравнений в текстах у Н. Гумилёва, Маяковского. А вот И. Бродский остается непревзойденным мастером использования развёрнутых сравнений в художественном литературном стихосложении.
[block id=»5″]

Что такое сравнение в русском языке

Сравнения используются и в разговорном языке. При написании любого текста, даже школьного сочинения, не обойтись без сравнений. Так что нужно накрепко запомнить несколько правил пунктуации литературного русского языка. Запятые ставятся перед сравнительными оборотами со словами:

  • будто,
  • словно,
  • как будто,
  • подобно,
  • точно,
  • чем.

Поэтому, когда вы пишите:

  • Он был выше, чем тот подросток, что ей запомнился.
  • День разгорелся быстро и жарко, подобно костру, в который вдруг плеснули бензина.

─ в этих ситуациях не сомневайтесь, запятые необходимы. Гораздо больше проблем поджидает вас с союзом «как». Дело в том, что, даже если частица «как» является частью сравнительного оборота, запятая перед ним не нужна, если:

Его можно заменить тире. Степь как море трав.

Этот союз является частью устойчивого фразеологизма. Верен как пёс.

Частица входит в сказуемое. Для меня прошлое как сон.

Союз, по смыслу предложения, заменяется наречием или существительным. Он смотрел как волк, возможны замены: смотрел по-волчьи, смотрел волком.

Где еще не нужны запятые

Не нужны, по правилам пунктуации, запятые перед «как» и тогда, когда в предложении его предваряют наречия или частицы:

  • Почти.
  • Вроде.
  • Совсем.
  • Просто.
  • Совершенно.
  • Точь-в-точь.

Пора заканчивать, полночь вроде как пробило.

Не выделяется запятыми «как», если перед ним стоит отрицательная частица.

Он посмотрел на новые ворота не как баран. [block id=»6″]

Так что, когда будете прибегать к сравнениям, чтоб украсить или сделать более понятным ваш текст, помните о коварстве частицы «как» и правилах пунктуации, и у вас всё будет хорошо!

[block id=»2″] [block id=»10″]

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/chto-takoe-sravnenie-v-literature-i-russkom-yazyke.html

Что такое сравнение в литературе и для чего автор использует его в художественном тексте

Что такое сравнение в литературе. Что такое сравнение в литературе и русском языке

Чтобы текст был выразительным, глубоким и интересным для прочтения, авторы используют при написании средства художественной выразительности. Сегодня речь пойдет о том, что такое сравнение в литературе.

Определение

Сравнение в литературном произведении — это средство художественной выразительности, помогающее усилить значение действия, предмета или события. 

Цель использования состоит в раскрытии личности персонажа или события, его глубинных мотивов. Роль сравнения определяет автор.

черта – использование предлогов: будто, как, словно, точно, похож на, точно, как будто, подобно тому. Сравнительную конструкцию легко обнаружить благодаря предлогам.

Теперь дадим определение, что такое сравнение в русском языке. Так именуется стилистический прием уподобления одного предмета к другому, с выделением их общего смысла. Роль сравнения в произведении достаточно значима.

Сравнительные обороты помогают автору глубже раскрыть, а читателю — понять человеческую природу, переживания и действия героев. Одушевленный объект может ставиться на одну грань с неодушевленным и наоборот.

Обратите внимание! Сравнения в художественном тексте часто используются для более глубокого понимания персонажа, его помыслов, характера и намерений.

Литературные примеры

Приведем примеры сравнений из произведений, написанных в стихах.

«Видите спокоен – как! Пульс покойника» («Облако в штанах», В. Маяковский).

В данном случае автор сравнивает чувства лирического героя с пульсом покойника. Пульса у покойника нет, поэтому поэт показывает, что известие о замужестве убивает лирического героя, так как дальше для него жизни нет.

«Я был как лошадь, загнанная в мыле, пришпоренная смелым ездоком» («Письмо к Женщине», С. Есенин)

«Лошадь в мыле» — идиома, подчеркивающая суету и активные действия человека, приносящие ему только стресс и усталость. В данном случае троп использован, чтобы показать лирического героя, который жил в сумасшедшем ритме, на грани жизни и смерти.

Его эмоции и чувства подвергались сильнейшим ударам от героини, которой посвящено стихотворение. В данном случае женщина – смелый ездок, который не боится убить лошадь, продолжая на ней скакать (образно), то есть продолжая играть на чувствах лирического героя.

«-Оттого, что я терпкой печалью, Напоила его допьяна» («Сжала руки под темной вуалью», А. Ахматова)

Здесь Ахматова показывает степень эмоционального взрыва лирического героя, который обозначен в стихотворении местоимением «он». Напоила допьяна – выбила из равновесия своими словами. Когда человек пьян, он себя не контролирует и может совершать спонтанные действия, то же произошло с лирическим героем:

«Как забуду? Он вышел, шатаясь..»

Героиня ему сказала что-то, что послужило серьезным ударом и заставило покинуть помещение «шатаясь», с искривленным мучительно ртом. Эпитеты «вышел шатаясь» и «искривился мучительно» подчеркивают вышеуказанное.

«И царица над ребенком, Как орлица над орленком» (сказка о царе Салтане, А.С. Пушкин)

Пушкин показывает серьезное и трепетное отношение царицы к своим детям. Орлы подходят ответственно к детям, начиная с выбора партнера, заканчивая гнездом и воспитанием.

«Я в умиленье, молча, нежно Любуюсь вами, как дитя!» («Признание», А.С. Пушкин)

Дети – самые искренние и чистые люди. Их мозг еще не опорочен дурными мыслями, нечистыми намерениями и поиском выгоды. Когда они радуются или чем-то восхищаются, то настолько беспомощно прекрасны в своем проявлении чувств, что это невозможно не заметить. В данном стихотворение лирический герой испытывает настолько сильные и чистые чувства, что он подвергается сравнению с ребенком.

«А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.» (сказка о царе Салтане, А.С. Пушкин)

Журчание реки успокаивает, хочется слушать бесконечно. Подобным сравнением А.С. Пушкин подчеркивает красивую и складную речь, которой можно заслушаться.

А теперь приведем примеры сравнений в литературе. Возьмем для этого знаменитый роман «Война и Мир» Льва Толстого.

«Заводила равномерную, приличную разговорную машину».

Лев Николаевич наглядно демонстрирует, что такое сравнение в литературе – этот прием в романе-эпопее встречался практически на каждой второй странице. В данном случае Анна Павловна Шерер подвергается сравнению ни с природой или животными, а с неодушевленным предметом – разговорной машиной.

Анна Шерер служит в качестве посредника между разговорами людей. Если вспомнить роман, то именно с ее подачи начинались беседы, знакомства и образовывались кружки.

! Для чего нужна антитеза и что это такое

«Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка»

Вот такое мнение сложилось у Пьера о Платоне Каратаеве. Запах от цветка отделяется непрерывно и бесконтрольно. Таким точным описанием, показывают характер Платона, который всегда подкрепляет слова действиями и не заставляет в себе сомневаться. Было использовано развернутое сравнение, о чем подсказывают наречия «необходимо» и «непосредственно». Автор уже дает объяснение употребление тропа.

«И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала»

Ребенок ассоциируется с чистотой и непосредственностью. Они могут искренне переживать и плакать от того, что плохо другим. Дети воспринимают все близко к сердцу, без грязных намерений. Троп использован для понимания Наташи – она чистая, светлая, ее мозг не осквернен гнилыми мыслями и двойными стандартами, она не ищет выгоду, а живет так, словно завтрашнего дня не существует.

Примеры из романа Анна Каренина (Л. Толстой).

«Человек, который спокойно перешел по мосту, а потом увидел, что мост этот разобран и что там пучина. Эта пучина и поглощает его.»

Так Лев Николаевич демонстрирует Александра – мужа Анны, представляя образного персонажа. Он не смотрит по сторонам, он углублен в себя и отказывается понимать, что с ним происходит, игнорируя происходящее.

Он чувствует себя отдельным человеком, для которого всего вокруг не существует – гулящей жены, семьи и дурных слов окружения, тем не менее он тонет и сам не понимает глубины этой пучины.

Развернутое сравнение – автор раскрывает суть пучины и подсказывает, что она его засасывает.

«Воспоминание о зле, причиненном мужу, возбуждало в ней чувство, похожее на отвращение и подобное тому, какое испытывал бы тонущий человек, оторвавший от себя вцепившегося в него человека.»

Образ Анны подвергается сравнению с образным персонажем, который во имя своего шанса на жизнь, отвергает другого тонущего. Будет ли он спасен? – риторический вопрос. Анна предстает эгоисткой, но и что-то человеческое в ней есть – она корит себя за содеянное и несет за это полную ответственность.

! Для чего используют и что такое эпитет художественной литературе

Советы для работы с тропами

Чтобы понять, для чего автор использует троп, необходимо прочитать произведение или его часть целиком, не забывая об авторской иронии. Например, нужно понять, что обозначает телефонный аппарат при описании Анны Павловны Шерер. Прочитайте целиком не менее 5 страниц. Если вытаскивать из текста только тропы, то смысл и отношение автора едва уловимо.

Важно! Как найти троп, если нет времени перечитывать текст: обратите внимание на предлоги. Они часто выдают средства художественной выразительности.

Вывод

Сравнению может быть подвержен любой персонаж для понимания его глубинных мотивов и его личностных качеств. Чтобы найти этот троп в тексте, обращайте внимание на предлоги и постановку предложений.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/chto-takoe-sravnenie.html

Что такое сравнение в литературе? Примеры

Что такое сравнение в литературе. Что такое сравнение в литературе и русском языке

Сравнение — это сти­ли­сти­че­ский при­ём, осно­ван­ный на образ­ном сопо­став­ле­нии
двух пред­ме­тов или состо­я­ний.

Юрист и закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: