Безопасность в быту классификация опасностей по природе. Бжд. Классификации опасностей. Безопасность жизнедеятельности: основные понятия, термины и определения

Содержание
  1. Безопасность жизнедеятельности. Основные понятия БЖД. Принципы и методы достижения безопасности
  2. 2015
  3. 3 Принципы и методы достижения БЖД
  4. В xix в. экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной. в конце xix в. и в xx в. ситуация изменилась, экологов все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающего нас мира. в этот период произошли значительные изменения в окружающей человека среде обитания. биосфера постепенно утрачивала свое господствующее значение и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.
  5. Опасность: суть определения, классификация, признаки
  6. Признаки
  7. Классификация
  8. Источники и причины
  9. Дерево причин опасностей
  10. Совокупность и классификация опасностей
  11. Классификация опасностей
  12. Культура безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности. Основные понятия БЖД. Принципы и методы достижения безопасности

Безопасность в быту классификация опасностей по природе. Бжд. Классификации опасностей. Безопасность жизнедеятельности: основные понятия, термины и определения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

       «Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра РП ПФ

2015

1. Введение2. Основные понятия, термины и определения БЖД.3 Принципы и методы  достижения БЖД.4 Место и роль знаний по безопасности жизнедеятельности человека в современном мире5 Заключение.6 Список используемых источников.34
6

3 Принципы и методы достижения БЖД

Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты, как и источники опасностей, многообразны. Каждый компонент окружающей нас среды может быть объектом защиты от опасностей. Основное желаемое состояние объектов защиты – безопасное.

Безопасность – состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не превышает о максимально допустимых значений. Говоря о реализации состояния безопасности, необходимо одновременно рассматривать объект защиты или совокупность опасностей, действующих на него. Сегодня реально существуют следующие системы безопасности:

– система личной и коллективной безопасности человека в процессе его жизнедеятельности;

– система охраны природной среды (биосферы);

– система государственной безопасности;

– система глобальной безопасности.

Историческим приоритетом обладают системы обеспечения безопасности человека, который на всех этапах своего развития постоянно стремился к обеспечению комфорта, личной безопасности и сохранению своего здоровья.

Принцип обеспечения безопасности – это идея, мысль, основное положение.

Метод обеспечения безопасности – это путь, способ достижения цели, исходящий из знания наиболее общих закономерностей.

Принципы и методы обеспечения безопасности относятся к частным, специальным методам в отличие от общих методов, присущих диалектике и логике.

Принципы обеспечения безопасности можно подразделить на ориентирующие, технические, организационные и управленческие.

К ориентирующим относятся: принцип активности оператора, гуманизации деятельности, деструкции, замены оператора, классификации, ликвидации опасности, системности, снижения опасности.

К техническим относятся: принцип блокировки, вакуумирования, герметизации, защиты расстоянием, компрессии, прочности, слабого звена, флегматизации, экранирования.

К организационным относятся: принцип защиты временем, информации, несовместимости, нормирования, подбора кадров, последовательности, эргономичности.

К управленческим относятся: принцип адекватности контроля, обратной связи, ответственности, плановости, стимулирования, управления, эффективности.

Поясним некоторые принципы с примерами их реализации. Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, ПД К (предельно допустимые концентрации), ПДВ (предельно допустимые выбросы), ПДУ (предельно допустимые уровни) и др.

Принцип слабого звена состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, который устроен так, что воспринимает или реагирует на изменение соответствующего параметра, предотвращая опасное явление. Примером реализации принципа слабого звена являются разрывные мембраны, предохранители и другие элементы, применяемые в технике.

Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом свода правил, соблюдение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности. Примеры реализации: обучение, инструктаж, предупредительные надписи и др.

Принцип классификации (категорирования) состоит в делении объектов на классы и категории по признакам, связанным с опасностями. Например: санитарно-защитные зоны, категории производств по взрывопожарной опасности и др.

Для рассмотрения методов обеспечения безопасности введем следующие определения.

Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.

Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Нужно заметить, что совмещение гомосферы и ноксосферы недопустимо с позиции безопасности.

Безопасность обеспечивается тремя основными методами: А, Б, В.

Метод А состоит в пространственном и/или временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации и др.

Метод Б состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Это – совокупность мероприятий, защищающих человека от шума, газа, пыли средствами коллективной защиты.

Метод В содержит гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышение его защищенности. Данный метод реализует возможности профессионального отбора, обучения, психологического воздействия, средств индивидуальной защиты.

Следует отметить, что в реальных условиях, как правило, указанные методы используются совместно, в различных вариантах.

В xix в. экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека в этих процессах считалась второстепенной. в конце xix в. и в xx в. ситуация изменилась, экологов все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающего нас мира. в этот период произошли значительные изменения в окружающей человека среде обитания. биосфера постепенно утрачивала свое господствующее значение и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_01/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-osnovnye-ponyatiya-bzhd/526918.3371478.page1.html

Опасность: суть определения, классификация, признаки

Безопасность в быту классификация опасностей по природе. Бжд. Классификации опасностей. Безопасность жизнедеятельности: основные понятия, термины и определения

Опасность – это центральное понятие безопасности жизнедеятельности, под которым понимаются любые явления, угрожающие жизни и здоровью человека.

В широком смысле слова опасность – это угроза неблагоприятного (негативного) воздействия чего-либо на какой-то объект (организм, устройство, организацию), которое может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

Угроза понимается как синоним слова «опасность», но более конкретная и непосредственная форма опасности причинения ущерба. Разница в том, что опасность может присутствовать, но не угрожать непосредственно. Например, ружье на стене – только потенциальная опасность, а в руках нападающего – уже конкретная угроза, непосредственная реальная опасность.

Термин «угроза» позволяет более точно обозначить стадию перехода от возможной (потенциальной) опасности и наличия опасных факторов к возникновению реальной опасной ситуации, когда эти факторы накапливаются до критического уровня и готовы начать оказывать свое непосредственное неблагоприятное действие на человека, машину или иной объект.

Признаки

Количество признаков, характеризующих опасность, может быть увеличено или уменьшено в зависимости от целей анализа. Данное определение опасности в безопасности жизнедеятельности поглощает существующие стандартные понятия (опасные и вредные производственные факторы), являясь более объемным, учитывающим все формы деятельности.

Опасность хранят в себе все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, не соответствующие условиям жизнедеятельности человека.

Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами. Опасность — понятие относительное.

Признаками, определяющими опасность, являются:

  • угроза жизни и здоровью живых объектов;
  • возможность нанесения ущерба здоровью и окружающей среде;
  • возможность нарушения условий нормального функционирования организма человека и экологических систем.

Классификация

Табличка с надписью: “Опасно! Впереди скалы. Держись подальше”.

По происхождению опасности бывают: природные, техногенные, экологические, социальные, биологические, антропогенные.

По локализации: связанные с литосферой, гидросферой, атмосферой, космосом.

По вызываемым последствиям: утомление, заболевания, травмы, аварии, пожары, летальные исходы и т.д.

По приносимому ущербу: социальные, технические, экологические, экономические.

По сфере проявления: бытовые, спортивные, производственные, дорожно-транспортные, военные.

По структуре (строению) опасности делятся на простые и производные, порождаемые взаимодействием простых.

По реализуемой энергии опасности делятся на активные и пассивные.

К пассивным относятся опасности, активизирующиеся за счет энергии, носителем которой является сам человек (например, острые предметы). Активными являются опасности, несущие различные виды энергии (физическую, химическую, биологическую, психическую), например, ионизирующая радиация, химически опасные вещества, микробы и вирусы и т.д.

По времени проявления: импульсивные (быстро развивающиеся), например, взрыв, обвал, захват, теракт, и кумулятивные (медленно развивающиеся), например, вибрация, которая при длительном действии может привести к развитию вибрационной болезни.

Источники и причины

Источники формирования опасности:

  • сам человек, его деятельность, средства труда;
  • окружающая среда;
  • явления и процессы, возникающие в результате взаимодействия человека и окружающей среды.

Опасность не возникает ниоткуда, она порождается возникновением, накоплением и действием негативных факторов (разрушающих, отвлекающих, блокирующих, старящих и иных) для данного объекта.

Для того чтобы оценить содержание какой-либо опасности или угрозы, необходимо выявить и проанализировать факторы, их вызывающие.

Например, для оценки опасности криминализации группы учащихся необходимо выявить неблагоприятные факторы, влияющие на группу: бесконтрольность, безволие, безответственность, незанятость, дурной пример, подстрекательство и пр.

Опасный фактор – это неблагоприятный природный, социальный, техногенный или смешанный процесс (явление, предмет, вещество), воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

Опасный фактор может быть внешний, внутренний, скрытый, явный; он может быть уменьшен, увеличен, предотвращен, устранен, блокирован и т.д. Накопление внешних и внутренних опасных факторов повышает степень опасности и формирует развитие опасной и даже чрезвычайной ситуации. Опасные факторы есть везде и всегда, но не все из них реально действуют (ружье на стене, змея в лесу).

Воздействие опасного фактора на какой-либо объект может придать ему нежелательные качества и динамику развития, ухудшить его свойства, результаты функционирования.

В социальном плане опасный фактор – это такое неблагоприятное явление в человеческих отношениях, воздействие которого угрожает или может угрожать жизни и здоровью людей, их среде обитания, имуществу, правам и интересам.

Уровень опасности или угрозы зависит от количества и силы действия опасных факторов, имеющихся в данный момент времени для данного объекта. Чем их больше, тем скорее опасность перерастает в угрозу и опасную ситуацию.

Уровень опасности или безопасности может служить «индикатором» признаков устойчивого развития социальной системы, а процессу обеспечения безопасности — роль одного из механизмов управления социальной системой, нацеленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения при соблюдении требований безопасности человека и окружающей его среды.

Взрыв

Опасная ситуация – совокупность уже действующих неблагоприятных факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития данной системы, любая неблагоприятная обстановка, в которой уже реально действуют опасные факторы.

Накопление опасных факторов предваряет зарождение любой опасной ситуации, и предшествуют возникновению всех видов происшествий, аварий, катастроф и ЧС.

При правильном поведении и принятии необходимых защитных мер опасная ситуация может благополучно разрешиться без последствий, и не перерасти в происшествие, аварию, катастрофу, экстремальную или чрезвычайную ситуацию.

Процесс появления, накопления и воздействия опасных факторов, их развития в опасные ситуации имеет определенные этапы (стадии).

Накопление опасных факторов и их перерастание в опасные ситуации и далее в ЧС можно условно представить следующим образом:

ОФ + ОФ → Опасность → Опасная ситуация → Экстремальная ситуация → ЧС

Воздействие какой-либо опасности на человека, машину или иной объект можно рассматривать в статике и в динамике.

В статике рассматривают и анализируют:

  • объект, подвергающийся опасному воздействию, и его элементы;
  • источники и факторы опасности;
  • цели, векторы, причины воздействия на объект;
  • средства, которыми источник опасности может воздействовать на объект;
  • элементы системы безопасности объекта;
  • результаты и последствия этого воздействия.

Рис. 1. Взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности

В динамике изучают:

  • механизм воздействия источника и факторов опасности на объект;
  • стадии (этапы) развития опасной ситуации до ее завершения;
  • взаимодействие элементов систем безопасности объекта при обеспечении безопасности;
  • поведение объекта на разных стадиях опасной ситуации.

На рис. 1 представлены взаимосвязи между базовыми понятиями курса безопасности жизнедеятельности.

Дерево причин опасностей

Графическое изображение таких зависимостей между реализованными опасностями и причинами принято называть «деревьями причин опасностей» по сходству с ветвящимися деревьями.

В строящихся деревьях, как правило, имеются ветви причин и ветви опасностей, что полностью отражает диалектический характер причинно-следственных связей.

В зарубежной литературе, посвященной анализу безопасности объектов, используются такие термины, как «дерево причин», «дерево отказов», «дерево опасностей», «дерево событий».

Построение «деревьев» целей, задач, связей факторов является эффективной процедурой выявления причин различных нежелательных событий (аварий, травм, пожаров, дорожно-транспортных происшествий и т.д.).

Многоэтапный процесс ветвления «дерева» требует введения ограничений с целью определения его пределов. Эти ограничения целиком зависят от целей исследования.

В общем, границы ветвления определяются логической целесообразностью получения новых ветвей.

Рис. 2. Дерево отказов в системе «человек – машина»

Логические операции при анализе безопасности систем принято обозначать соответствующими знаками (рис.

2): прямоугольник – рассматриваемое событие (основное); круг – исходное событие (первоначальное); ромб –неопределенное или несущественное событие; треугольник «и» – вентиль, обозначающий образование одного выходного события из двух-трех входных событий, появляющихся одновременно; треугольник «или» – вентиль, обозначающий образование одного выходного события из одного или нескольких исходных, возникающих не одновременно.

Головное событие (несчастный случай) образуется из двух основных событий через вентиль «и», а именно: опасного отказа машины, т.е.

возникновения опасной зоны на рабочем месте (выброс сливной стружки, отказ блокировочных средств и т.д.); опасной ошибки (отказа) человека, т.е.

появления его в опасной зоне вследствие неоправданных действий, неточностей, допущенных самим потерпевшим или другим работником (или одновременно обоими).

Каждое из основных событий (отказов, причин) является следствием одного или нескольких других событий. Построение «дерева отказов» и его анализ завершают, когда устанавливают первоначальное событие – отказ – как исходные причинные факторы несчастного случая или на таком уровне, где дальнейший анализ невозможен по каким-либо причинам.

Вред здоровью пожарных и спасателей

Анализ безопасности может осуществляться априорно или апостериорно, т.е. до или после нежелательного события. В обоих случаях используемый метод может быть прямым и обратным. Априорный и апостериорный анализы дополняют друг друга. Прямой метод анализа состоит в изучении причин, чтобы предвидеть последствия.

При обратном методе анализируются последствия, чтобы определить причины, т.е. анализ начинается с венчающего события. Конечная цель всегда одна — предотвращение нежелательных событий. Имея вероятность и частоту возникновения первичных событий, можно, двигаясь снизу вверх, определить вероятность венчающего события.

При анализе проблем безопасности необходимо установить границы анализа системы. Например, обеспечить безопасность выпускного вечера в образовательном учреждении.

Если проблема будет чрезмерно сужена, то появляется возможность получения неполных выводов и мероприятий, некоторые опасные ситуации могут остаться без внимания, например, качество пирожных летом, транспортные опасности, наличие пьяных на воде (названы реальные причины травматизма и гибели выпускников).

Если рассматриваемая система и ее проблемы описаны слишком широко, то сложно выделить главное, можно увязнуть в мелочах, упустить слабые элементы.

Разделение этих ветвей нецелесообразно, а иногда и невозможно. Поэтому точнее называть полученные в процессе анализа безопасности объектов графические изображения «деревьями причин и опасностей».

При изучении опасностей выделяют три стадии:

Стадия I – предварительный анализ опасности.

Шаг 1. Выявить источники опасности.

Шаг 2. Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности.

Шаг 3. Ввести ограничения на анализ, т.е. исключить опасности, которые не будут изучаться.

Стадия II – выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.

Стадия III – анализ последствий.

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/opasnost-sut-termina-vidyi-priznaki/

Совокупность и классификация опасностей

Безопасность в быту классификация опасностей по природе. Бжд. Классификации опасностей. Безопасность жизнедеятельности: основные понятия, термины и определения

Узловым понятием БЖД является опасность.

Определение 1

Опасность – это определенная ситуация, сложившаяся в той среде, в которой обитает человек, а при определенных условиях в этой среде могут возникнуть факторы, способные привести к нежелательным последствиям и для человека и для окружающей среды.

Как правило, опасности носят открытый или скрытый характер и таятся во всех системах, которые имеют энергию, химически или биологически активные компоненты и характеристики не соответствующие условиям жизнедеятельности.

Понятие «опасность» стоит в одном ряду с такими основополагающими категориями, как «жизнь», «сознание», «страдание», «успех», «труд», «радость». Понятие достаточно сложное, но с точки зрения норм русского языка его определяют однозначно. Словарь С.И.

Ожегова опасность трактует как возможность, угрозу чего-нибудь опасного.

Опасный, значит способный навредить, принести горе. Опасность может являться результатом действия негативных факторов на какие-либо объекты. Это может быть резкое изменение состояния среды – природной, хозяйственной, социальной, политической, техногенной, способной в результате изменения принести вред.

Надо сказать, что под понятием «опасность» предполагается не само несчастье, а его потенциальная возможность. На практике часто путают опасность и её реализацию. Безусловно, опасность может стать фактом жизни, т.е.

реализоваться, тогда из потенциального состояния она переходит в негативное событие – стихийное бедствие, аварию, катастрофу и др.

  • Курсовая работа 440 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

Определение 2

То негативное событие, которое стало результатом реализации опасности и явилось причиной возникновения чрезвычайной ситуации, называется её источником.

Замечание 1

Источниками могут быть опасные природные явления, техногенные катастрофы, инфекционные болезни, современные средства поражения и др. В России термин «источник опасности» официально стандартизирован и по ГОСТ Р $22.10.01$-$2001$её источником называется явление, процесс или объект, который может служить причиной причинённого ущерба.

Опасность выражается через две взаимосвязанные стороны – субъект и объект опасности, которые могут быть составляющими одного и того же явления или предмета.

Например, авария на промышленном предприятии, возникшая по внутренним причинам. В данном случае предприятие выступает в качестве субъекта и объекта опасности одновременно.

Опасность можно представить, правда, условно, в $2$-х формах – форма вызова и форма угрозы.

Определение 3

Вызов – ряд обстоятельств, которые порождают гипотетическую опасность, в перспективе переходящую в непосредственную опасность.

Например, всегда существует такая опасность как падение на Землю космического мусора, метеоритов, глобального изменения климата, создание новых видов оружия, генно-инженерные модификации и др. Очень важно уметь осознавать вызовы для того, чтобы своевременно принять меры, предотвращающие переход опасности в форму угрозы.

Угрозы относятся к более распространенным формам опасностей, границы между которыми довольно условны. Четко разделить угрозы и вызовы между собой достаточно трудно. На практике более распространенной формой опасности является угроза. Опасности имеют свои характеристики, одной из которых является риск.

Определение 4

Риск – это степень опасности, возможность того, что весь ход событий, действия и результаты деятельности могут привести к отрицательным последствиям.

Риск, характеризующий степень опасности, является её мерой. Чтобы оценить риск, нужны количественные показатели, обеспечивающие сравнимость степени опасности тех или иных видов деятельности, оценку состояния безопасности жизнедеятельности на конкретной территории.

В принципе, любая деятельность человека является потенциально опасной. В действующих ныне системах абсолютная безопасность невозможна и, отвергая концепцию абсолютной безопасности, мир пришел к концепции приемлемого риска.

Суть его заключается в такой безопасности, которую в данный период приемлет общество.

Специалисты выделяют $3$ зоны индивидуального риска:

  1. Зона приемлемого риска – это допустимое значение индивидуального риска для населения независимо от формы деятельности;
  2. Переходная зона – индивидуальный риск летального исхода;
  3. Верхняя зона – неприемлемый риск, подразумевающий шанс смерти.

Классификация опасностей

Существующие классификации опасностей, а их несколько, носят исследовательский характер, поэтому имеют свои недостатки, а вся их совокупность структурируется по группам.

Группы классификации:

  1. По происхождению – опасности могут быть естественные, техногенные, антропогенные, экологические, военные, политические, комбинированные;
  2. По времени их проявления – постоянные, периодические, эпизодические, мгновенные;
  3. По своей локализации опасности могут быть связаны с атмосферой, гидросферой, литосферой, космосом;
  4. Различаются они и по последствиям – травмы, заболевания, аварии, пожары, летальные исходы;
  5. По проявлениям – это бытовые, дорожно-транспортные, производственные, военные, спортивные;
  6. По своей структуре могут быть простые опасности и сложные;
  7. Пассивные и активные по характеру воздействия;
  8. По видам потоков в жизненном пространстве выделяют энергетические, массовые, информационные опасности;
  9. По величине потоков – это допустимые опасности, предельно допустимые, опасные, чрезвычайно опасные;
  10. По времени возникновения опасности могут прогнозироваться или возникать спонтанно;
  11. По длительности воздействия – постоянные, переменные, кратковременные;
  12. Негативное воздействие по объектам – воздействие на человека, воздействие на природную среду, воздействие на материальные ресурсы, опасности комплексного воздействия;
  13. По количеству людей, подверженных опасному воздействию – индивидуальные опасности, коллективные, массовые;
  14. По площади зоны воздействия – локальные, региональные, межрегиональные, глобальные;
  15. Вид зоны воздействия – помещение, какая-либо территория;
  16. Способность людей идентифицировать опасность – ощущаемые, неощущаемые;
  17. Вид негативного воздействия опасности – вредные, травмоопасные;
  18. Вероятность воздействия – потенциальные, реальные, реализованные.

Все имеющиеся классификации опасностей характеризуются разной степенью разработанности.

Они, как правило, охватывают отдельные группы опасностей и строятся с учетом определенных признаков – среда развития, генезис, механизм развития опасных процессов, масштабы проявления опасностей, характер их воздействия и др. Единообразие в перечне опасностей отсутствует.

Авторы в основном предлагают системы соподчиненных понятий – классы, типы, группы, виды, которые выделяются на основе общих признаков объектов и их связей, а не классификации опасностей.

Классификация опасностей и их описание требуют довольно широкого подхода, потому что от выбора правильного решения и эффективных мер зависит обеспечение безопасности. Институт геоэкологии РАН, учитывая эти требования, разработал общую классификацию техногенно-природных и природных процессов и явлений.

Часть этой классификации, которая касается только природных процессов, приводится в монографии под общей редакцией В.А. Владимирова «Природные опасности и общество». Все опасные явления в ней группируются по классам, группам и типам.

Среда, в которой происходит формирование и развитие опасных процессов и явлений, является ведущим признаком выделения классов.

Замечание 2

Например, для природных процессов и явлений выделяется $3$ класса процессов – атмосферные, литосферные, гидросферные, которые можно в дальнейшем дополнить другими классами процессов – планетарными, космическими и др.

По характеру причин и условиям развития в этих классах выделяют $3$ группы процессов – естественные, антропогенные, комбинационные. Точно также гидросферные процессы подразделяют на $2$ подгруппы – морские и континентальные.

Континентальные процессы, в свою очередь, делятся на типы – процессы и явления шельфа, склонов морей и океанов, морских вод и течений, поверхностных вод.

Современная цивилизация научилась предсказывать некоторые катастрофы и даже успешно им противостоять. Чтобы действовать против природных процессов необходимо хорошо их знать – как они возникают, каков механизм их действия, условия распространения.

Загадкой остаются ещё многие явления и процессы, происходящие в среде обитания человека, а образовательная область безопасности жизнедеятельности способствует получению знаний о природе возникновения и развития опасных природных процессов, аварий, катастроф, в какой бы сфере они не происходили.

Культура безопасности жизнедеятельности

Замечание 3

Современная цивилизация находится в условиях глобального кризиса, а это значит, что вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения, становятся всё более актуальными.

Недопущение общепланетарного кризиса невозможно ограничить только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями. Потребностью каждого человека и общества в целом должно стать обеспечение безопасности окружающей среды.

Задача достаточно сложная и может быть решена путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Замечание 4

Культура безопасности человека есть не что иное, как уровень его потребности в получении и применении знаний с целью обеспечения безопасности.

Культура безопасности предполагает:

  1. Наличие знаний, способов и средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  2. Сформированное мировоззрение;
  3. Навыки и умения безопасного поведения;
  4. Экологические и природоохранные представления человека, лежащие в основе снижения рисков жизнедеятельности.

культуры безопасности жизнедеятельности по параметру «компоненты деятельности» включает:

  1. Мотивацию;
  2. Знания, представления, образы;
  3. Умения, навыки, практический опыт;
  4. Творчество;
  5. Самоконтроль.

Мотивация в данном случае является стремлением не только предвидеть, но и предупредить вредные и опасные факторы, сократить их отрицательные последствия. Желание совершенствовать свой практический опыт, личностные качества, готовность к самоконтролю в опасных ситуациях.

В структуре культуры безопасности знания, представления, образы, являются системой достоверных научных знаний о вредных и опасных факторах жизнедеятельности.

Достоверные знания о причинах их возникновения, характере влияния на человека, об ошибках людей при столкновении с этими вредными факторами. Важными будут житейские знания и представления о безопасности из собственного и чужого практического опыта.

Художественные образы, чувства, представления успешного и неудачного поведения людей в опасных ситуациях.

В структуре культуры безопасности умения, навыки, практический опыт включает:

  1. Готовность к безопасной жизнедеятельности;
  2. Умение и желание получать новые знания об опасности и безопасности;
  3. Умение оказывать помощь другим в опасных ситуациях;
  4. Учиться на опыте других;
  5. Желание делиться своим опытом безопасного поведения;
  6. Умение использовать средства с учетом характера опасности;
  7. Умение правильно действовать в опасных и экстремальных ситуациях.

Для разработки новых подходов, стратегий и средств безопасного поведения важно творчество, а самоконтроль, как важная составляющая в системе безопасности, предполагает адекватный пошаговый, прогностический самоконтроль при профилактике и преодолению опасных и вредных факторов.

Источник: https://spravochnick.ru/bezopasnost_zhiznedeyatelnosti/sovokupnost_i_klassifikaciya_opasnostey/

Юрист и закон
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: